Апостолы среди нас. О пьесе-дебюте Варвары Рябовой

Апостолы среди нас

 

7 декабря в арт-пространстве POINT на Малой Полянке вниманию зрителей была представлена пьеса-дебют «Апостолы» Варвары Рябовой — выпускницы петербургского театрального института, Литературного института им. Горького и Академии Михалкова. Выход спектакля был приурочен к 200-летию Федора Михайловича Достоевского и это неслучайно — ведь в пьесе фигурируют персонажи его произведений в современном прочтении.

Этой статьей мы приглашаем читателей нашего литературного портала на следующий спектакль «Апостолы», который состоится 15 января 2022 г. в 19:30 в Арт-пространстве Point (ул. Малая Полянка, 7С5).  Билеты можно приобрести по ссылке: https://pointspace.timepad.ru/event/1879899/ Специально для читателей литературного портала «Текстура» действует промокод TEXT на спектакль 15 января.

Можете ли вы представить себе, как мог бы выглядеть Родион Раскольников, Сонечка Мармеладова или Настасья Филипповна в 21 веке? Как бы они адаптировались к реалиям времени, как изменились бы их желания, чаяния и запросы? Cмогли бы они остаться собой или стали бы нами, — теми, кто смотрит на них из зрительного зала?

 

На фотографии: Александр Тараньжин, Анастасия Доронина, Илья Смирнов, Светлана Корчагина

 

В пьесе много литературных отсылок, которые разглядят лишь истинные ценители Достоевского. Много и таких образов и характеров, которые легко узнает любой человек, прошедший школьную программу. Но, даже если по какой-то причине ни одно произведение Федора Михайловича не было прочитано зрителем, герои и происходящие с ними ситуации не оставят его равнодушным.

Управлял действием театральный режиссёр и актёр Сергей Аронин — автор более 40 спектаклей в Москве и других городах. Актеры, «Театральный комбинат ARONINSPACE», воссоздавшие на сцене происходящие в пьесе события, удерживали внимание зала на протяжении всего спектакля, который полностью состоял из следующих одного за другим монологов артистов.

 

Режиссер Сергей Аронин

 

Александр Тараньжин, исполнявший трогательную роль Льва Николаевича Мышкина, быстро погрузил зрителей в новую для них атмосферу действия. Позже он появился в совершенно ином, леденящем кровь амплуа — в роли Федора Павловича Карамазова.

Светлана Корчагина, сыгравшая Аглаю Ивановну Епанчину и Аграфену Александровну Светлову, показала непростых героинь, которые вызывают противоречивые чувства как в книгах Достоевского, так и в пьесе Варвары Рябовой.

Илья Смирнов, занятый в спектакле как Родион Раскольников и Порфирий Петрович С., оказал максимальное воздействие на зрителей — в какой-то момент он сел перед одним из них, поэтом Андреем Фамицким, и начал произносить свой монолог, глядя ему в глаза.

Анастасия Доронина сыграла Елизавета Прокофьевну Епанчину и Софью Семеновну Мармеладову, удивительным образом являя в спектакле двух диаметрально противоположных по духу героинь.

Александр Борисов, чей монолог был показан на спектакле в формате видеозаписи, оживил действие как сменой оптики режиссера, так и непосредственно актерской игрой.

 

На «поклоне», под шум аплодисментов. Спектакль удался!

 

Принимали участие в постановке сама автор пьесы Варвара Рябова, исполнившая инфернальные роли Настасьи Филипповны Барашковой и Катерины Ивановной Мармеладовой, а также режиссер Сергей Аронин, взявший на себя роли Ивана Федоровича Карамазова и Павла Федоровича Смердякова, обе из которых были исполнены блестяще.

 

Автор пьесы «Апостолы», драматург и актриса Варвара Рябова

 

Мы поговорили с драматургом и актрисой Варварой Рябовой о том, как создавалась пьеса «Апостолы», что она чувствует после премьеры и где можно будет посмотреть спектакль в будущем.

 

Расскажи, как зародилась идея пьесы?

Как актриса я давно работаю с режиссёром Сергеем Арониным, и летом этого года мы обменялись мыслями о том, как было бы круто сделать проект, связанный с Ф.М. Достоевским. Нам нравится слово «проект», оно неслучайно, проектом может быть спектакль, не вписывающийся в театральные каноны, или концерт, лишённый привычной музыкальности, то есть любое активное действие «здесь и сейчас» или даже в записи. В общем, мы задумались о новом проекте, но долго не приступали, перечитывали Достоевского, искали решение… Не хотелось делать какую-нибудь 204-ю постановку романа «Идиот» или «Братья Карамазовы», не хотелось, чтобы наши спектакли (у нас небольшая театральная лаборатория) сравнивали со спектаклями громадных и супер-известных театров. Возникла необходимость какого-то принципиально иного решения.

 

Почему именно Достоевский?

Причины есть формальные и неформальные. Из формального — это, конечно, «год Достоевского» по всему миру. В 2021 году классику исполнилось 200 лет, и вся прогрессивная общественность реагировала на это довольно живо. Конечно, нам тоже не хотелось оставаться в стороне. Но есть и неформальная составляющая, и она, пожалуй, важнее. Достоевский — очень театральный писатель. Его ритмами вся театральная среда питается чуть ли не с детства. Я играла Достоевского в театральном лицее, я играла Достоевского в театральном институте, я до сих пор мечтаю сыграть многие роли из романов Достоевского, и очевидно, что в его прозе драматургия выстроена настолько качественно, что любому артисту хочется этим заниматься без устали. А также Достоевский — очень русский писатель, в том смысле, что вереница его характеров насчитывает едва ли не все, типично русские, черты, пороки, слабости и свет, свет души, о котором мало кто писал так подробно в художественной, не философской прозе.

 

И как же возникли «Апостолы»?

Так вот, возвращаясь к истории этого проекта… Мы с режиссёром искали решение, и я взяла на себя смелость поработать с текстом. Я люблю писать, но я никогда не бралась за крупную литературную форму и почувствовала, что должна пробовать. Хотелось создать оригинальную, яркую инсценировку по текстам Достоевского. И я начала буквально «переписывать» его главы, менять фабулы и время действия. Я читала Достоевского сутками и видела во сне, я нырнула в мир Фёдора Михайловича и увлеклась настолько, что через несколько недель такой практики начала разговаривать его языком и замечать его персонажей в метро. В какой-то момент я задумалась: а какими эти персонажи могли быть сегодня? Если убрать сюжет, который уже написан, и перенести всё в современность, о чём бы заговорил такой герой? И я спонтанно написала несколько небольших монологов от себя. Что-то вроде ассоциаций с Достоевским, но без текста самого Достоевского. Режиссёр нашёл это любопытным и попросил написать ещё. Я написала 13 монологов, и мы почти сразу начали репетировать, отказавшись пока от других инсценировок. Отложив их. В итоге на то, чтобы проникнуться духом великой классики, у меня ушло около двух месяцев, на то, чтобы написать пьесу «Апостолы» — около двух недель. Название пришло сразу. Религиозной догматики в моём тексте почти нет, но есть духовная догма — мотивы милосердия, справедливости, равенства и неравенства и многие другие.

 

В героях легко узнаются люди, которых мы видим вокруг ежедневно. Ты брала характеры «Апостолов» из своей жизни или «все герои вымышлены, а совпадения с реальными лицами случайны»?

Я почти ничего не придумывала. Почти! Каждый персонаж, каждый мой «апостол» списан с реальных людей, которых я встречала в жизни. Но художественная правда выше бытовой, поэтому я объединяла наблюдения за несколькими людьми в характер одного героя, смешивала, обостряла качества и обстоятельства. Иногда представляла знакомого человека в критической ситуации, в которой он лично может никогда не оказаться. И слава богу! Но если над этим вымыслом можно «облиться слезами», значит, где-то на не бытовом уровне жизни эта картина правдива. Любые точные совпадения, конечно, случайны.

 

Пьесу поставил Сергей Аронин, режиссер, в спектаклях которого ты занята как актриса (включая и спектакль по твоей пьесе тоже). Ты создавала пьесу специально «под» режиссера или изначально не знала, кто ее поставит?

Конечно, эти тексты были созданы под конкретную команду, с которой я работаю, и при поддержке режиссёра, который не побоялся сделать постановку к юбилею Достоевского без единого слова Достоевского и не побоялся работать с автором и актрисой в одном лице. Другое дело, что текст, как живой организм, всегда начинает жить своей жизнью, и я не исключаю, что пьеса «Апостолы» может обрести и другие воплощения.

 

Как ты сама оцениваешь результат своей работы, режиссера и актеров?

Я слышу, как каждому из «Апостолов» аплодируют на спектакле и дарят цветы на поклонах, я иногда вижу заплаканные глаза в зрительном зале, и я получаю много сообщений с вопросами: «когда же следующий раз?», поэтому я горжусь нашей командой и думаю, что мы сделали очень смелую работу, достойную большой творческой судьбы. Мы не устраивали никаких кастингов в привычном смысле слова, мы с режиссёром обсудили персонажей и пригласили артистов, с которыми давно работаем или давно знакомы. И каждый из артистов отнёсся к нашему эксперименту с большим интересом. Так, Александр Тараньжин, артист Московского театра юного зрителя, начинает свою работу в спектакле на полутонах, почти шепотом, и расходится к концу спектакля до страстного монолога Карамазова-отца, который мечется в настоящем бреду. Илья Смирнов, его коллега по МТЮЗу, идёт как бы от «личного» к «общественному», но в обоих случаях ему удаётся поставить перед зрителем вечные, общечеловеческие вопросы и заставить сопереживать. Актриса и певица Анастасия Доронина находит в своей работе такую ноту искренности, что женские истории перестают казаться банальными и похожими одна на другую. Актриса Светлана Корчагина жонглирует жанрами и ловко переходит из острохарактерности в лирику и обратно. Сергей Аронин в своих сценах проходит путь от трагифарса до настоящей драмы, хотя, возможно, для многих артистов было бы проще сделать наоборот. А мои сцены, те монологи, которые я назначила себе — это мой собственный творческий вызов. Захотелось найти в своём актёрском аппарате лирику, оттенки, полутона, чтобы наконец-то сыграть живых, ранимых женщин, а не звонкие термины. И я принялась за это с азартом.

 

Сложно ли это — играть в спектакле по собственной пьесе? Нет искушения контролировать, как все проходит, отвлекаться?

Гиперконтроль — это моё! Я люблю все проверять, тревожиться и уточнять десятки раз. Иногда борюсь с этим, а иногда это очень помогает мне добиться лучшего результата. В случае с «Апостолами» я понимала, что материал в надежных руках, что режиссёр расставит все акценты верно, и я могу сосредоточиться на своих сценах, которые я играю как актриса. И вот тут началось самое интересное! Оказалось, что Варвара Рябова — автор и Варвара Рябова — актёр — это совсем не одно и то же. Многие вещи я могу сыграть, но никогда бы не смогла отстраниться и написать об этом. И наоборот… На репетиции я читала собственный текст и не понимала, как это правильно исполнять актёрски. Мне помог режиссёр, помогли самостоятельные репетиции, но я до сих пор ищу, нащупываю своих героинь на каждом спектакле. Написать для себя роли оказалось большим приключением! Я пока не пожалела и хочу продолжать писать, в том числе и для себя как для актрисы.

 

Насколько я знаю, это твой дебют в качестве драматурга. Ты волновалась перед премьерой?

Да, это дебют в таком качестве, ранее я писала только учебные этюды и инсценировки на заказ. Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену, а здесь волновалась вдвойне. Если актёрское волнение проходит на поклонах, то волнение автора только умножается на следующий день после показа… Не буду лукавить, мне важны отзывы и рецензии, я всё читаю, я чувствую настроение друзей даже за внешней вежливостью. Я не прошу и уж тем более не «выслуживаю» хороших оценок, но, когда они искренни, это приятно. И все конструктивные замечания тоже! Жаль, что грань между конструктивностью и субъективностью очень тонка… Критика — это большое искусство, и может ли частный отзыв считаться критикой — об этом мы, кстати, рассуждаем в «Апостолах» тоже!

 

Тебе важно, чтобы зрители проводили параллель с героями Достоевского, знали сюжеты его произведений или ты допускаешь, что они не поймут эту часть замысла?

Мне всегда интересно услышать мнение начитанного зрителя, который может провести эти параллели, но я также считаю, что знание оригиналов необязательно для просмотра спектакля. И нашего, и вообще любого. Театр — искусство многомерное и синтетическое. Литературная осведомлённость расширяет восприятие, но не должна препятствовать или становиться условием. Даже если предположить, что зритель не читал ни строчки Достоевского (что все-таки бывает редко), то такой зритель может посмотреть «Апостолов» как обычный современный спектакль. Если же зритель помнит какие-то типажи, то небольшого ассоциативного ряда будет вполне достаточно для сопоставления. Следует добавить, что я как автор обошлась с персонажами Достоевского довольно смело, если не сказать бестактно: так, у некоторых из «апостолов» в моей пьесе есть хоть какие-то сюжетные пересечения и общие характеристики с героями оригинала, а у некоторых они могут показаться совершенно размытыми. Поэтому необходимость знания текстов Достоевского становится совсем вторичной. И самое дорогое здесь — это когда зритель видит эмоциональную и интеллектуальную вертикаль за сюжетной и возрастной непохожестью.

 

Что было самым сложным в создании постановки? Почему?

Было сложно свести все технические составляющие — свет, звук, проектор с видео-артом и т.д. Нам повезло, с нами работает профессиональный и всегда собранный администратор Анастасия Ицкова, и ее руками на маленькой белой стене рождается настоящая полифония. Приходите смотреть!

 

Когда будет следующий спектакль «Апостолы» и где можно приобрести билеты?

Спектакль состоится 15 января 2022 г. в 19:30 в Арт-пространстве Point (ул. Малая Полянка, 7С5).

Билеты можно приобрести по ссылке: https://pointspace.timepad.ru/event/1879899/

И специально для читателей литературного портала «Текстура» мы предлагаем промокод TEXT на спектакль 15 января.

 

Что бы ты хотела сказать тем, кто придет посмотреть твою пьесу в январе?

Приходите! Чтобы сравнивать и забывать сравнить, чтобы сопереживать, чувствовать, думать, сострадать и радоваться тем большим смыслам, которые пронизывают каждое произведение Достоевского и каждый день нашей жизни в XXI веке.

Публикацию подготовила Клементина Ширшова

 

Мы на «Планете» собираем деньги на новый сайт, помогите нам, пожалуйста!

 

А это вы читали?

Leave a Comment