Попутные потери. Стихи Антона Чёрного

Антон Чёрный (р. 1982) — филолог, переводчик, автор двух поэтических книг: «Стихи» (2009) и «Зелёное ведро» (2015). Учился на Филологическом факультете Вологодского университета и в Институте печати в Санкт-Петербурге. Жил в Вологде, Санкт-Петербурге, Лос-Анджелесе, в настоящее время — в Ростове-на-Дону. Стихи публиковались в журналах «Арион», «Новый мир», «Октябрь» и других изданиях.

Переводчик немецкой, английской и нидерландской поэзии, в его переложениях опубликована избранная лирика Георга Гейма (2011), а также антология «Поэты Первой мировой. Германия, Австро-Венгрия» (2016). Один из переводчиков антологии «Поэты Первой мировой. Британия. США. Канада».


 

* * *

Например, повезло Валентину:
Только по локоть рука.
Могло бы припечь и в спину
Летевшее издалека.

Сказали врачи: везуха!
Поздравили наглеца.
Улыбка от уха до уха
Не сходит с его лица.

Бывал он и беден, и болен,
Но умершим не бывал.
С невидимых колоколен
Не падал в пустой провал.

Откопанный под завалом,
Он плачет. Один. Живой.
Клетчатым одеялом
Укутанный с головой.

 

СЛУЧАЙ НА ДОНБАССЕ

Контуженные звери
Тянулись к блокпостам,
Попутные потери
Считая по хвостам.

Оглохшие барбосы,
Безумные коты
Сражались за отбросы
Под кровом темноты.

Им нет конца, пока
Рука дающего не оскудеет,
Рука разящего не ослабеет.
Одна и та же, в общем-то, рука.

 

ГОРЛОВСКАЯ МАДОННА

Скажи, а ты будешь меня любить,
Когда нас начнут бомбить?
Нас долго старались не замечать,
Но могут ведь и начать.

Нечаянно ниспадает тьма
На дремлющие дома,
Тревожно становится и тепло,
И входит большое зло.
Размашисты, смелы его шаги,
Прекрасны его сапоги.

Пожалуйста, в этот день приготовь
Нашу с тобой любовь,
Самую крепкую, на года,
Такую, чтоб навсегда.
Когда темнота достигает дна,
Поможет только Она.

 

ТРЁХСОТЛЕТИЕ

Кончилась пора угрюмых зодчих.
И настало время всяких прочих
Козопасов, мамкиных детей.
Простота жестокая, святая,
Колесо судеб изобретая,
Пала жертвой собственных сетей.

Им достались чертежи собора,
Словно отголоски разговора.
Только разбери теперь, о чём
Речи льва, взыскующего славы,
И куда парит орёл двуглавый,
Небо подпирающий плечом.

Небо, обнесённое лесами,
Город, осенённый голосами
Скрывшихся в натруженной земле.
Занял место зодчего старатель,
Жилтоварищества председатель
Храма, восстающего во мгле.

 

ВСЁ ДЕЛО

Судьба российской нации.
Затейливый сюжет.
Всё дело в интонации
И в чистоте манжет.

В утраченном достоинстве,
В наклоне головы,
В непобеждённом воинстве
И в зеркале Невы.

Волнами время пенится,
Веками длится миг —
Сгорающего Феникса
Победоносный клик.

 


Аудио: Антон Чёрный читает стихотворение «Всё дело»


 

СКАЗКИ НАРОДОВ ВДНХ

Что вы молчите, каменные снопы?
Кровь — не водица бегучая из фонтана.
Предки старались, но мы же не так глупы —
Жить в павильоне мучеников Страхостана.

Красно украшенный жемчугом сей ярём,
Колонны дорийского орднунга воздвигавший,
Дружно разрушим и тряпочкою протрём.
Будет почтён табличкой и падший, и павший.

Долго терпели, раздумывали и вот —
Всё совершится в ноябрьской этой стыни.
Русской истории медленный пищевод
Выведет нас, пережёванных, из пустыни.

 

* * *

Один мой прадед раскулачивал людей.
Другого раскулачивали люди.
Скажите мне: и кто из них злодей?
Который — ко Христу? А кто — к Иуде?

Один ходил в шинели в ГубЧК,
Ходил на финна, немца и эстонца.
Другой бежал, едва не стал ЗК.
И оба — под единым солнцем.

Теперь живут, как в маленькой стране,
В растерянном и тёплом человеке
Они, соединённые во мне
Непримиримо и навеки.

 

* * *

Кто в крови моей стучится,
Тёмной памятью сочится?
Что за давние деды,
Что за тени и сады?

Пращуры неимениты,
Вепсы, немцы-меннониты,
Комиссары, кулаки,
Сумеречные полки.

Красно-белым, право-левым,
Выживавшим подо Ржевом —
Задолжал я им одним
Эти годы, эти дни,

Это вечное до/после,
Это временное возле,
Где до срока замер ты
Под косой косой черты.

 

РУССКОМУ ДРУГУ

Мы не тем концом росли
Из нахмуренной земли,
Жили под её началом,
Под кусачим одеялом —
Наглые нули.

Нагоняло не впервые
В чреве песни ветровые,
И, рванув ногами ввысь
Сквозь живительную слизь,
Мы, плоды несортовые, —
Выперлись, не родились.

Годы, годы, было дело,
Мы слонялись обалдело
Сами по себе,
Радуясь осиротело
Собственной судьбе.

Но всегда на вольном зное,
Затянувшемся постое,
Как бы ни пекло
Иноземное — земное,
Глиняное, земляное
Коркой берегло.

 

Мы на «Планете» собираем деньги на новый сайт, помогите нам, пожалуйста!

 

А это вы читали?

4 Thoughts to “Попутные потери. Стихи Антона Чёрного”

  1. Крис

    Сложно беспристрастно читать стихи автора, тексты которого публиковались на сомнительных националистических площадках. Ну и + никак этому не способствует апология Льва Гумилева — не только фальсификатора истории, но и человека, разделявшего околорасистские взгляды, прямого предшественника Фоменко-Носовского. В «Консервативном манифесте» Чёрный на серьёзных щах называет Гумилёва «великим учёным», рассуждает о найденном последним «факторе икс» и пассионарных подъёмах, которые якобы двигают этногенез, литературный процесс и вообще историю. Это дилетантизм в истории историософской мысли, который пыжится дать какое-то откровение.

  2. Антон Чёрный

    Спасибо за ваше мнение. Пожалуй, чтение моей биографии в Википедии даёт немного поводов для поиска компрометирующих сведений. Но если очень хочется, можно, конечно, приплести и моё эссе о русской поэзии 13-летней давности (не очень убедительное по выводам, безусловно). Впрочем, ни на какую читательскую беспристрастность я и не рассчитываю, в эти дни она просто невозможна. Лично мои взгляды на новейшую историю, скажем так, устоялись, и в мои намерения не входит кому-либо понравиться.

  3. Лев Гумилёв, конечно, не нуждается в моём заступничестве, но всё же добавлю пару замечаний, просто для справедливости. Странно слышать про «околорасистские взгляды» учёного, всю жизнь защищавшего родство славян и азиатских кочевников. В Казахстане ему ставят памятники и называют его именем университеты, и думаю, о чём-то это говорит. Фоменко-Носовский переписали своими словами теорию Николая Морозова, никакого отношения Гумилев, к ним, конечно, не имеет. Зато можно назвать в числе вдохновителей Гумилева таких мыслителей, как Шпенглер, Тойнби, Вернадский (если, конечно, знать об их существовании). В общем, уважаемый комментатор «Крис», дискутирующий при помощи выражений «на серьезных щах» и «пыжится», мог бы промолчать о чьём-то дилентантизме.

  4. Крис

    Вменяете в укоризну чтение Википедии? Где же ещё читать о Чёрном, как не в ней ? Может быть, есть академическое собрание сочинений с научной биографией, выверенной Институтом литературы РАН? Может, со школьной скамьи надлежит ведать об основных вехах жизни и творчества литератора? И если же что-то из данных, указанных в Вики, не соответствует действительности, то, может, их стоит отредактировать?

    Вам странно слышать о том, что расизм и околорасизм (нацизм) могут быть любого цвета? Ну, может быть, это от чрезмерного погружения только в немецкую тему? Отстаивать превосходство своей расы могут люди с любым цветом кожи, известны самые разные исторические формы расизма. Люди могут даже отстаивать превосходство НЕ своей расы или НЕ своего этноса, и это тоже будет одним из видов расизма и нацизма. Почему же утверждения о родстве каких угодно народов должны как-то автоматически свидетельствовать о том, что это – не расизм? Извольте разглядеть другое: например, разделение этносов на какие-то качественные категории. Или, скажем, биологизацию этноса (тогда как в этнографии давно устоялся взгляд на этничность, как на ненаследуемый, исключительно социально-культурный набор признаков). В Казахстане ставят памятники? Что ж с того? А в некоторых университетах Европы, например, держат за фриковатого лжеучёного.

    Будьте осведомлены, что и общего тоже хватает между Гумилёвым и Фоменко-Насовским. Хотя бы вот – яростное отрицание татаро-монгольского ига на Руси 13-15 вв.

    Историософия «учёного» Гумилёва неверифицируема. В неё просто предлагается верить. Либо не верить. Чаще всего отечественный обыватель предпочитает верить. Просто потому, что тысячу раз слышал отовсюду: это – наука, это – прорыв, это – масштаб гения!

    Вот и носятся восторженные отечественные филологи, да культурологи, систематически историософии не учившиеся ни в университете, ни автодидактически, с разными Бердяевыми, Данилевскими, да суицидальными декадентскими шпенглерианствами. Ну и с Гумилёвым, ясно. Культ сложили даже вокруг него. Ведь и модно-антикоммунистичненько! Ведь кумир-то и от режима пострадал! При этом единицы знают, что сам «учёный» вообще свои построения полагал марксистскими (факт сей изящным штрихом увенчивает картину винегрета, существовавшего в голове Гумилёва).

    Будьте же осведомлены и в том, что ничего нового его фактор «пассионарности», вдруг произвольно изторгающийся из глубин космоса, в исследования законов истории не привнёс. Всё это уже пелось и перепевалось на разные лады задолго до него. И всё это – пошло-банальнейший исторический циклизм и изощрённая форма географического детерминизма (впрочем, нужно, конечно, знать о существовании этих историософских концепций, чтобы увидеть их в опусах «учёного»).

Leave a Comment