Движение как проживание. О книге Ольги Балла

Мария Закрученко

По первому образованию юрист, закончила Московскую Школу Кино по специальности «сценарное мастерство». Автор пьес, сценариев, рассказов, журналист, редактор, литературный критик. Участница Форумов молодых писателей России, публиковалась в журналах и сетевых изданиях: «Знание-Сила», «Октябрь», «Лиterraтура», «НГ Exlibris», «Горький».


 

Движение как проживание

 

(О книге: Ольга Балла. Время сновидений. – М. Совпадение, 2018)

 

Интерпретация самого себя и своего внутреннего мира, да ещё такая, чтобы интересно читалось, – это особый, отдельный от прозы и публицистики, уровень письма. Не письма даже, а собственно чтения жизни с карандашом в руках. Таковы философские очерки Ольги Балла – литературного критика, эссеиста, философа, культуролога, эксперта проекта «Полка», редактора отдела публицистики и библиографии журнала «Знамя» и прочее, прочее, прочее.

«Время сновидений» или, как сказано в предисловии, «Dreamtime», это третья книга автора – сборник ранее опубликованных эссе, своего рода продолжение записок на полях жизни. Это дневник интроверта, сознательно отданный на интерпретацию, разговор о том, что можно и интересно проговаривать-проживать, а для читателя – посмотреть изнутри на жизнь другого и сравнить (почему нет?) со своими ощущениями.

Через весь текст проходят в своей философской огромности категории бытия и небытия – страшные, одновременно близкие и далёкие: автору важно находить для них средства выражения. Но важнее – движение от одного к другому, оно и есть суть проживание. Вся структура сборника эссе построена на этом движении, упорядочивании хаоса внешнего мира.

Движение было «до всего» и будет после нас. Ольга Балла считывает его в своих «моментах бытия», разворачивает поэтапно: детство, юность, взросление, заглядывает в старость. Но при этом автор не воспринимает жизнь как строгий нарратив – опыты нарастают один на другой, как луковичная кожура, один сквозь другой просвечивает. Детство у неё, например, не заканчивается. Первый опыт познания накладывает отпечаток на всю жизнь. Синестезия первых ощущений (липкий шоколад – буква Щ – коричневый цвет; семидесятые годы, окрашенные зелёным; области «светлых» и «затемнённых» мест в Москве) переходит на весь последующий опыт, готовит к огромности мира, примиряет с его (мира) постоянным изменением. «Возраст — нарастание количества пространств, в которых одновременно живёшь здесь-и-сейчас. Нарастание объёма настоящего даже, наверно, сиюминутного».

Процесс освоения пространств – этот особый вид движения – тоже считывание по знакам, приметам, того, что уже пустило корни внутри. Сопоставление. Так, в каждом городе, будь то Москва или Будапешт, автор проставляет свои ориентиры и координаты, по которым она находит себя в условном «доме». В переживаниях опыта странствий нет места хаосу. Перемещение – это тоже способ существования, наращивания ещё одного жизненного слоя. Дом и Бездомье у автора тоже находятся в постоянном движении как состояния, переходящие одно в другое.

Но ещё больше этих огромностей Ольгу Балла интересуют пространства «между» ними. Всякие зазоры, из которых выбивается ткань существования. «В каком-то очень осязаемом смысле не было вообще ничего случайного: от всякой мелочи тянулись чувствительные нити к Большому Целому (пишу я его с больших букв всего лишь потому, что, чувствуется мне, это имя собственное)». Из мелочей повседневности автор строит и доказывает теоремы бытия. В ход идут и коробка с пуговицами, и буквы алфавита. Вещи наравне с людьми совершают жизненный цикл – и присутствуют для того, чтобы на материальном уровне продемонстрировать работу умножения и вычитания бытия. Каждая вещь должна быть поименована, не позабыта, даже если потеряется или сломается. «На месте утраченного непременно остаётся хоть какое-то количество фантомной боли. И та врастает в форму существования человека, как некогда врастал в неё присутствующий предмет».

В оптике Ольги Балла присутствует и земное, сиюминутное. У неё есть желание остановиться и рассмотреть это вблизи, как энтомолог разглядывает узор на крыльях бабочки. Внимание и уважение она испытывает и в отношении ритуалов, к домашней и рабочей рутине: всему, что находится на внутренней стороне бытия и оттого теряет свою значительность. Автор берёт это обыденное, бытовое (и даже скучное) и показывает его участие в работе бытия. Всё большое, глобальное, важное, что и будет в будущем отмечено как Событие с большой буквы, тем ценнее, что его смягчает простое течение жизни. В этом смысле сходить в магазин и убраться в квартире – это и есть смысловое наполнение жизни, ещё один способ упорядочивания хаоса. «Ничто так не освобождает, как повседневное, повторяющееся и рутинное. Чем больше повторяется — тем больше и освобождает. Тем больше оно, само собой воспроизводящееся, забирает на себя работы по обеспечению устойчивости — и можно вовсю внутренне жить тем, что ко всем этим обстоятельствам и подробностям не имеет ни малейшего отношения».

Так же внимательно, под онтологическим микроскопом, автор рассматривает и работу времени – взросление, старение. Убывание. «Человек форма консервации времени» – утверждает она. Не вдаётся в рассеянную ностальгию, но пытается выстроить паттерны и категории проживания, обобщить на своём опыте понятия взросления. В этом подходе нет нацеленности на результат (а должен быть у жизни результат?), но есть полновесное осознание своего бытия, различия восприятий действительности на разных этапах. На этих различиях автор останавливается внимательно, сравнивает восприятия времени или отношения к категориям «важности» и «новизны» раньше и сейчас. Наблюдения эти произрастают из нынешнего момента, но при этом в них отсутствует характер завершённости. Не подведение итогов, а собрание и обобщение опыта. «Жизнь постоянная выработка прошлого. Как своего рода внутреннего топлива».

Такие наблюдения – своеобразное «считывание» знаков жизни – для автора процесс естественный, неотделимый от проживания, как писательство неотделимо от чтения. Пока современное литературоведение носится в поиске новых форм и языка для разговора о современности, Ольга Балла давно использует собственный воздушный язык, язык заговаривания. Из её философских текстов исходит житейский оптимизм, счастье жизни здесь и сейчас, радость не убегать от мира. Этакое философское чтение для осенней хандры.

Название «Время сновидений» подходит сборнику этих по-осеннему уютных текстов. Так читают сказки на ночь. Они укачивают, заговаривают, даже вызывают умиление. Обыденное в них наливается домашней магией: так коробка с пуговицами, упомянутая однажды, в другом упоминании вмещает коллекцию иных предметов, но по-прежнему дорога и служит ориентиром в огромности бытия.

А это вы читали?

Leave a Comment