Бахтин возвращается! О текущей ситуации в литературной критике

Филиппов Дмитрий Сергеевич, родился 5 сентября 1982 года в городе Кириши Ленинградской области. Окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Работал учителем, грузчиком, продавцом, подсобным рабочим, монтажником вентиляции. Служил в армии на территории Чеченской республики, старший сапер.

Печатался в «толстых» литературных журналах. Автор трех книг прозы. Лауреат российско-итальянской премии «Радуга», премии газеты «Литературная Россия», журнала «Наш Современник», премии им. В.Г.Короленко и многих других. Автор газет «Литературная Россия», «День литературы», «Литературная газета», интернет-порталов «Свободная пресса», «Русская планета». Женат, воспитывает дочь.


 

Бахтин возвращается!

О текущей ситуации в литературной критике

 

Пожалуй, со времен Виктора Топорова не было такого пристального внимания к литературной критике. Цеховая солидарность авторов одной небезызвестной редакции сыграла дурную шутку: буквально за 10 лет литературная критика из самостоятельной и злой величины превратилась в приживалку, проходящую по разряду «чего изволите». Попросту говоря, спеклась старушка. И вдруг появляется племя не молодое, но дерзкое, имеет наглость вертеть на одном месте весь этот калашный ряд и, самое главное, делает это остроумно, едко, бесстрашно и — внимание! — одновременно.

Идущие на смерть, приветствуют тебя, дорогой читатель!

Надо сказать, «цеховики» сами расслабились, уверовав за десять лет в собственную безнаказанность. Такой плотной спайке законодательной, исполнительной и судебной литературной власти мог бы позавидовать ЦК КПСС. Вообще, аналогии с советской действительностью налицо. История, сделав круг, бумерангом возвращается и бьет нас по заднице. И в этом смысле лауреаты «Большой книги» ничем не отличаются от лауреатов Сталинской премии, как не меняются и принципы награждения: колебаться можно, но только вместе с линией партии. И хрен бы с ним, скажете вы, кто их помнит, этих лауреатов! Все так, дорогие друзья, все так. Но если производственные романы советских борзописцев напоминали резину (жевать можно, но сыт не будешь), то «нетленки» современных лауреатов похожи на несколько иную субстанцию. Институт ручных критиков-приживалок пытается выдать ее за варенье, которое слегка засахарилось, но вкусовые рецепторы не обманешь. И от современной русской литературы, оккупировавшей выкладки во всех книжных магазинах, веет запустением, гнилью и беспросветным унынием. А это, дорогие мои, смертный грех.

Поэтому — барабанная дробь — такие бодрые ребята, как Вадим Чекунов, Татьяна Соломатина или Упырь Лихой просто не могли не появиться. Есть еще Владимир Лорченков, но он давно проживает в Канаде и к нашим пенатам имеет исключительно спортивный интерес. Каждый из них, как Чак Норрис — всегда работает один, имеет свой узнаваемый стиль и любимое оружие. А объединяет их вот что!

Унынию официального искусства во все времена противостояла смеховая культура! И здесь все по Бахтину: разоблачение назначенных авторитетов происходит только и исключительно путем трансляции смешного как эмоциональной реакции на нелепости и подтасовки. Говоря проще: «Не ссы, Капустин, пое…м — отпустим»! И указанные критики в полной мере наследуют традициям Михаила Михайловича.

Самое печальное для «цеховиков» состоит в том, что смеховую культуру невозможно победить. Если одинокая пташка на тебя накакает, то можно достать платочек, вытереть, так сказать, продукт жизнедеятельности и представить, что ничего не было. А вот если стая птиц отбомбится, то никуда ты, мил человек, не денешься, будешь стоять, обтекать и делать вид, что радуешься весне: грачи прилетели.

У тебя не получится выдать происходящее за травлю, потому что ирония и стёб не несут в себе заряда злости!

У тебя не получится сослаться на происки врагов, потому что нет никакого заговора, а весь материал для стёба ты выдал на-гора сам, собственными руками!

У тебя вообще нет никакого оружия против смеховой культуры!

Оттого и сжимаются «бархатные шкатулочки», что не знают «цеховики», как реагировать на новую напасть. Это вам не половцы с печенегами, тут не жизнь, но срам на кону, а это пострашнее будет.

Оттого и запущен пробный анонимный шар на «Свободной прессе» против Вадима Чекунова, мол, будем бить врага его же оружием! Мне не известно, кто скрывается за псевдонимом Виссарион Писарев-Бахтин. Наверное, артист больших и малых театров, чья фамилия столь известна, что не нуждается в представлении. Но анонимы тем и плохи: любой меч в их руках превращается в бесполезный самотык.

Теперь о самом герое анонимной статьи.

Вадим Чекунов, без сомнений, является центральной фигурой этого блестящего карнавала. Такой огромный добряк, написавший культовую «Кирзу» (роман о постсоветской армии), поработавший в свое время в разных издательствах (в том числе АСТ) и знающий кухню изнутри. С виду — настоящий громила, с которым в темном переулке мало кто захочет встретиться. И не скажешь, что у него помимо службы в армии еще и филфак МГУ за плечами. А то, что высмеивает он в основном авторов, издающихся в АСТ, так это по человечески мне понятно: земляка от….здить, как дома побывать.

Но если подойти к вопросу серьезно, то роль личности в любой истории нельзя недооценивать. И если бы Чекунова не было — его надо было бы придумать. Но он, к счастью, сам появился и взбаламутил непуганое болото, раздраконив Иванова, Водолазкина, Яхину, Прилепина. Как Гулливер: ах, простите, я такой неловкий. И никто теперь из «цеховиков» не знает, что с этим делать, потому что популярность его растет, пишет он искренне, смешно и со всей пролетарской любовью к великой русской литературе.

Ошалевшие от такой наглости «цеховики» пытаются перевести все в разряд клоунады и шарлатанства, но в глубине души прекрасно понимают, что с критическим аппаратом у Чекунова полный порядок. Во-первых, он трепетно и дружелюбно указывает на формальные признаки графомании (повторы, стилистические ошибки, незнание матчасти и прочие «зеленые сугробы зелени»). Во-вторых, моментально срисовывает любое авторское кокетство, как в случае с разбором Водолазкина. В-третьих, за карнавальной формой разбора полетов невооруженным глазом виден серьезный критический анализ со всеми признаками полновесного эссе: завязка, экспозиция, логичный вывод, подведение итогов. То есть, это не сетевая критика в маленькой песочнице, а вполне себе серьезное исследование текста со всеми вытекающими. Тут не получится мимо пройти и отказать критику в легитимности только лишь на основании собственных обид. Поэтому разборы Чекунова остры, смешны и, без сомнений, давно уже вышли за пределы обмена мнениями в Фейсбуке.

Впрочем, упаси меня Бог делать какие-либо прогнозы, кто останется в истории литературы, а кто мхом порастет. Дело это бесперспективное и неблагодарное. Уж какими тиражами печатали Федора Панферова или Вилиса Лациса, а кто их сейчас вспомнит? Но что-то мне подсказывает, что одной небезызвестной редакции в одиночку РЕШить этот вопрос не получится. И в будущее возьмут не только лишь всех. Но это дело далекое, пусть потомки сами разбираются. А нам интересно наше настоящее.

Со стороны может показаться, что не молодые, но дерзкие смехачи нападают на бедных мэтров из чистого озорства. Но мы ведь понимаем, что если в каждом явлении или предмете искусства есть смысл и надсмысл, то и в смеховой культуре есть актуальный и объемный уровни. И не зря, не зря практически в каждой передаче Татьяны Соломатиной мелькает логотип одной небезызвестной редакции, похожий на колдовскую руну. Потому что объектом смеховой культуры всегда является не предмет, но явление, его породившее. И тут уже «шерстяные дароносицы» не просто сжимаются, но звенят, как колокольчик под дугой.

Вынужден со всей ответственностью заявить: это начало конца. Какое-то время сложившийся порядок вещей в современной русской литературе еще продержится, но обозначенный вектор будет набирать обороты, разрастаясь, как снежный ком. Потому что смех нельзя отнять и запретить, его нельзя загнать в гетто, он не боится молчания ягнят (зачеркнуто) издательств, ему не нужны премиальные истории.

Смех искренен и живуч! Он напитан энергией настоящего. Он всегда появляется там, где окостенелая система уже не видит в зеркале собственного отражения.

И дело, конечно же, не в мэтрах, большинство из которых — талантливые писатели, или, как минимум, были таковыми в начале творческого пути. Дело в том, что любая система, остановившись в развитии, уверовав в собственную исключительность и непогрешимость, будет стерта с лица земли молодой шпаной.

И если кто-то думает, что это нападки на одну небезызвестную редакцию, то он прав лишь отчасти. Потому что корень зла не в издательстве, а в Федеральном агентст… Кхм… Кхм… Впрочем, что это я? Автор данной статьи трусоват, лишнего не болтает и предан тишине высоких кабинетов.

Вам кажется, что это смех..ёчки да хаханьки?

Нет, это Бахтин возвращается!

 

Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!

 

А это вы читали?

Leave a Comment