Владимир Семёнов:  «Именно писатели должны определять мировоззрение в стране». Интервью

Владимир Олегович Семенов (р. 1972) – прозаик, публицист, эколог. Директор Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, главный редактор портала «Библио-ТВ», сопредседатель Экологической палаты России. Родился в Москве, окончил факультет иностранных языков Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина, по окончании преподавал в университете. С 1992 года занимается политической деятельностью, в 1998 году создал общественное движение «Поколение свободы». Автор двух книг эссеистики, в том числе – «Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму». С 2004 года возглавляет Московский европейский клуб, с 2005 по 2008 год – советник министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. С 2009 года организует проекты на стыке экологии и культуры. В 2016 году возглавил Библиотеку искусств им. А.П. Боголюбова, создал на ее основе интернет-канал «Библио ТВ».


 

Владимир Семёнов:  «Именно писатели должны определять мировоззрение в стране»

 

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова после прихода на место её директора настоящего креативного человека – эколога, публициста, денди Владимира Семёнова – буквально зажила новой жизнью. Недавно были подведены итоги проекта «Социальные лифты для молодых писателей» и вышел солидный сборник, в котором писателей со всей страны отметили мэтры; на базе библиотеки создан бесплатный интернет-канал «Библио ТВ», интервью которому дали известные писатели – от Ольги Славниковой до Захара Прилепина, от Сергея Чупринина до Дмитрия Бака.  Об этом, а также о том, как сегодня живут московские библиотеки, как сочетать монетизацию с досугом, о расширении межкультурных связей и изменении портрета посетителя за последние годы, с Владимиром СЕМЕНОВЫМ побеседовал Борис Кутенков.

 

Сокращённый вариант опубликован в «Учительской газете» от 23 апреля 2019 года.

 

Владимир Олегович, не могу не начать с прагматического вопроса. Как вашей библиотеке удаётся находить баланс между монетизацией, необходимой культурному центру, и досуговой деятельностью? Последняя, наверное, не всегда финансово успешна, учитывая специфику такой институции, как библиотека?

– Сейчас Москва реализует концепцию библиотеки как культурного центра, и это хорошая тенденция. Библиотеки становятся полноценными культурными центрами, где можно посмотреть выставку, послушать концерт, прийти на литературный или музыкальный вечер. Думаю, что мы весь этот комплекс как раз выполняем. Раньше у библиотеки был очень сильный музыкальный уклон, что странно, учитывая, что Боголюбов – известный живописец-маринист. Исходя из того, что библиотека – это прежде всего пространство слова, мы выбрали основной стратегией развитие литературных проектов и хотим стать по-настоящему востребованной литературной площадкой. Монетизацию мы пытаемся делать за счёт музыкальной части, продавая билеты на концерты, в основном на вечерние, а литературные мероприятия в основном бесплатные. И так как сейчас Департамент имущества позволяет аренду, мы сдаём некоторые помещения в краткосрочную аренду для проведения культурных мероприятий. Также мы делаем выставки, которые считаем стратегически и эстетически интересными и важными, а какие-то выставки приходят к нам как партнёрские мероприятия, когда библиотеке платят за их проведение. Таким образом мы пытаемся соблюсти баланс между монетизацией и интересами искусства – но это довольно тяжело, так как многие посетители привыкли исходить из того, что в библиотеке всё должно быть бесплатно, и на платные мероприятия идут не всегда охотно.

 

Задавленность отчётами – беда московских библиотек: бесконечные проверяющие, которые оценивают мероприятие по критериям посещаемости. Между тем перенасыщенность событиями – не только достоинство, но и беда московской культурной жизни. Двадцать-тридцать человек в рамках осмысленного мероприятия зачастую неплохой результат. Как избежать количественной оценки, которая далеко не всегда действует в отношении искусства, и в то же время не потерять связи с аудиторией?

– Мне кажется, выход – это совмещать мероприятия, которые поднимают статус и планку самой библиотеки, с массовыми мероприятиями. Но для нас проблемы с посещаемостью и с отчётами не существует, поскольку мы значительно превышаем государственное задание по количеству мероприятий, из них многие массовые, с полными залами. Недавно для встречи с Михаилом Веллером мы собирали стулья по всей библиотеке – обычно зал вмещает около 100 человек, вчера было около 160. Каждая библиотека должна иметь своё лицо – скажем, мы не стремимся просто к консерватизму, наш лозунг – «Традиции будущего». Мы строим будущее, но на основе достойной традиции. У нас достойный классический интерьер, и мы стараемся, чтобы мероприятия были соответствующими по стилю.

 

И всё же мне известны случаи, когда лектором был не очень широко известный литературный критик, на мероприятия приходили 5-10 человек, библиотека постоянно получала замечания за недостаточную посещаемость. При этом площадка была интересной, завязывались новые знакомства… Имеет ли право библиотека на не столь широко востребованные мероприятия?

– Думаю, что для этого нужны разные залы и разные возможности. Мы находимся в более выгодном положении – у нас есть разные залы, как большие, так и те, в которых собираются 15 человек. Концепция библиотеки как резиденции – это такой дом, куда могут приходить разные писатели и художники и реализовать на основе библиотеки свои творческие проекты. Не обязательно, чтобы приходило 100 человек. Но, конечно, если лекция интересная, её нужно популяризировать. Например, наша гордость – что раз в месяц у нас читает лекции критик Игорь Петрович Золотусский. На него собираются полные залы.

 

Золотусский в каком-то смысле тоже в более выгодном положении: это советский критик, широко известный старшему поколению, когда и тиражи были другие. О новых инициативах: недавно по вашей инициативе был создан канал «Библио ТВ». С удовольствием смотрю интервью самых разных писателей на этом канале. Коммерческий ли это проект? Как отбираются герои для интервью?

– Это абсолютно не коммерческая история. Сначала появилась идея сделать просветительский ютуб-канал о писателях, литературе, книгах, и первоначально он существовал в таком виде. Затем у нас возникла идея сделать канал «Боголюбовская гостиная» и приглашать известных писателей, деятелей культуры, но говорить о культуре в первую очередь в контексте литературы. План воплотился в жизнь. Первостепенная задача – создать живые портреты наших писателей, говорить с ними об их собственном творчестве, культурном коде, отношении к современной культуре. По итогам мы получаем человеческий, литературный и культурологический портрет героя. С помощью «Библио ТВ» мы записали уже более шестидесяти интервью, среди героев которых два десятка первых имён нашей литературы, – от Виктора Ерофеева до Захара Прилепина (в прозе), от Алины Витухновской до Олеси Николаевой и Юрия Кублановского (в поэзии). Важно сделать новую медийно-коммуникационную площадку – полноценный литературный видеопортал, объединяющий писателей и библиотеки, известных и молодых писателей. Библиотеки – лучшее место для присутствия писателей и проведения вечеров, и молодые писатели должны становиться резидентами библиотек. Это актуально не только для Москвы, но и для регионов. Одновременно мы попытались интегрировать в этот проект толстые литературные журналы, которые, как известно, переживают не лучшие времена, и присутствие их на едином портале с библиотеками – это дополнительная возможность стимулировать библиотеки к тому, чтобы подписываться на «толстяки».

 

Расскажите подробнее, чём заключается поддержка толстых литературных журналов в рамках «Библио-ТВ»? И делается ли что-то для поддержки литературных журналов внутри библиотеки?

– Как новый директор библиотеки я первым делом проверил, чтобы мы были подписаны на все основные толстые литературные журналы. Могу сказать, что у нас они востребованы. И мы приглашаем для интервью главных редакторов ведущих журналов – от Сергея Чупринина (журнал «Знамя») и Андрея Василевского («Новый мир») до Станислава Куняева («Наш современник»). Думаю, что впоследствии мы сделаем интервью со всеми главными редакторами. Но главный способ поддержки – это присутствие журналов на канале «Библио-ТВ». У нас нет задачи дублировать «Журнальный Зал», но мы даём анонсы каждого очередного номера. Соответственно, люди могут зайти и посмотреть, что им интересно. Для сотрудников библиотек это стимул обратить на журналы больше внимания и инициировать их подписку.

 

Вы сказали про востребованность толстых журналов. А как её определяете? Это немного удивительно звучит на фоне общих стонов, что тиражи падают…

– Когда к нам приходит очередной главный редактор, я первым делом иду в читальный зал и беру последние номера, чтобы потом их положить на стол. И чаще всего я вижу, что все последние номера разобраны, то есть читатели их берут. Наверное, есть проблема, что люди перестали подписываться, – но это связано с переизбытком всего в Интернете, что не побуждает дополнительно платить. Но для библиотек, мне кажется, логично подписываться на все литературные журналы. Недавно у нас выступал Михаил Веллер, который категорически сказал, что нечего спасать литературные журналы, – это переизбыток прошлого, про который надо забыть. Но я всё же считаю, что они несут важную историческую и культурную миссию.

 

Как отбирается герой для очередной передачи – единоличным вашим решением или коллективным? Есть ли герои, которых вы никогда не пригласите?

– Это моё личное решение – как главного редактора и ведущего. Я стараюсь честно беседовать с теми людьми, которых считаю интересными и важными, и вопрос медийности не всегда на первом месте. Некоторые гости мне не близки идеологически, но я не ставлю перед собой задачу направлять их в ту или иную сторону: нужно дать человеку дать возможность говорить. Людей, которых я не пригласил бы, я не вижу, – и многие герои, которые демонизированы в общественном сознании, в личной беседе раскрываются достаточно интересно. Например, очень приятно было беседовать с Александром Прохановым, несмотря на то, что я категорически не разделяю его взглядов в отношении Сталина.

 

А как бы вы вообще обозначили место Боголюбовской библиотеки как культурного центра – на фоне различных других библиотек: Библиотеки имени Ленина, Библиотеки Иностранной литературы?

– Возьму на себя смелость сказать, что сегодня библиотека Боголюбова совершенно не отстаёт и от Ленинской, и от Библиотеки иностранной литературы по количеству проводимых мероприятий и участвующих в них знаковых имён. Два часа назад за этим столом сидел Виктор Ерофеев, который сейчас запускает у нас с конца весны свою литературную школу. Это будет коммерческий проект – и я считаю, что это гордость библиотеки. У нас есть и музыкальные проекты – например, ежегодный большой фестиваль «Рихтеровские встречи», на котором выступают исполнители абсолютно консерваторского, даже международного уровня. Проходят у нас и выставки фотографий самых модных фотографов – например, Владимира Клавихо-Телепнева, который выставлялся на многих международных площадках; была выставка модельера Вячеслава Зайцева, выставки работ Константина Коровина, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой… В ближайший месяц мы запустим новый проект – «Боголюбовский центр современного библейского искусства»: мы хотим собрать современных художников, которые работают над религиозными темами, прежде всего православным искусством. Наше место – симбиоз литературы, выставочной деятельности и музыки, но литература – безусловный авторитет.

 

Владимир Олегович, в «Независимой газете» вы говорили, что поставили точку в политической деятельности ради культурной. А можно ли вообще поставить точку в какой-либо деятельности? Нет «приветов» из прошлой жизни, соблазнительных предложений?

– Думаю, что можно. Я понял, что мне это перестало быть интересным. Но я никогда не оставлю общественную деятельность, с которой начинал, просто потом она перешла в общественно-политическую. Общественная деятельность – это миссия, которую ты перед собой ставишь, и мне кажется, что развитие этих направлений – очень важный аспект строительства будущего в нашей стране. Писатели у нас в стране всегда были властителями дум. Сейчас ситуация изменилась, но мне кажется, что именно писатели должны определять мировоззрение в стране.

 

Сейчас я держу в руках сборник молодых писателей с предисловиями мэтров, вышедший на базе Боголюбовской библиотеки, «Молодые писатели. XXI век». Это начало полноценного издательского проекта?

– На базе «Библио-ТВ» мы проводили большой проект под названием «Социальный лифт для молодых писателей», цель которого – увеличить востребованность молодых писателей со стороны государства и общества. Был проведён большой конкурс, прислано более 350 работ, из которых жюри – профессиональные литературные критики, сотрудники журналов – отобрали двадцать лучших, и известные писатели написали о них рецензии. Я сравниваю это с билетом в большую литературу – так Лермонтову было важно, что Гоголь высоко оценил его первые работы. И когда Юрий Ряшенцев, Евгений Попов, Игорь Волгин пишут о молодых авторах, мне кажется, для последних это хорошая моральная поддержка.

 

Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных авторах книги.

– Одна из самых интересных для меня – это Женя Декина. В сборнике опубликован отрывок из её романа. Есть такие имена, как Арина Обух, недавно награждённая премией журнала «Знамя», – и такое согласие показатель объективности, – или Антон Азаренков, чьи подборки недавно вышли в «Знамени» и «Арионе».

 

Какие издательские планы? И вообще, какие планы у библиотеки?

– Сейчас мы готовим к выпуску книгу на основе наших бесед с известными писателями – тридцать бесед в «Боголюбовской гостиной». До конца года, думаю, издадим и вторую часть. В этом году мы издадим большой альбом «Парки и зелёные маршруты Москвы» – обзор современных парков и маршрутов, – так как Москва остаётся важным экологическим мегаполисом. В этом году исполняется 100 лет библиотеке и 195 лет Алексею Петровичу Боголюбову – и в планах у нас несколько книг, посвящённых Боголюбову как художнику-маринисту, который незаслуженно не находится на том пьедестале, на котором мог бы быть, все в основном называют Айвазовского. Кроме этого мы поддерживаем как партнёры разные издательские проекты – например, при нашем участии только что вышла книга работ известного критика и ведущего передачи о книгах «Графоман» на «Культуре» Александра Шаталова. Что касается планов вообще, пока запланировано три выставки на бульварах Москвы, посвящённых скорому столетию библиотеки и истории этого здания через призму истории России, – сначала это был дом художника Боголюбова, потом его купил Третьяков, племянник того самого мецената Третьякова. Думаю, что мы будем пытаться завоёвывать авторитет и федеральную узнаваемость за счёт нашего интернет-канала – и присутствия известных имён. Надеемся перейти планку в сто человек – и рассчитываем, что у нас побывают все современные писатели.

 

Следующий вопрос, возможно, уместнее было бы задать директору Библиотеки иностранной литературы, но всё же спрошу: делается ли что-то внутри Боголюбовки для расширения межкультурных связей?

– К сожалению, у нас на канале нет возможности регулярно приглашать европейских писателей, но я думаю, следующим этапом для нас будет попытка записывать беседы за рубежом. Такой опыт у нас уже есть – мы записали интервью с известным философом и великим богословом Татьяной Горичевой, которая живёт в Париже. У Боголюбовского центра современного библейского искусства большие планы: мы ведём переговоры с Миланской галереей современного сакрального искусства, и я думаю, что с ними будет наклёвываться выставочный проект, мы запустим совместную галерею. У нас часто выступают международные исполнители и художники – например, была выставка миниатюр австралийского художника Дэвида Вонсбро, большого друга нашей библиотеки, на тему «Библейские иллюстрации». У нас проходила выставка итальянского фотохудожника Энзо Розамилиа, посвящённая Чехову, и совместно с ним — выставка экологической фотографии на Страстном бульваре, а также совместная выставка с французским фотографом Жаном Аракеляном, посвящённая московским библиотекам. Мы дружим и сотрудничаем с известным модельером Пьером Карденом. Так что международный проект у нас активно развивается.

 

Помогает ли вам государство?

– С одной стороны, мы государственная библиотека, и основная помощь – обслуживание зданий, зарплаты сотрудников – это государственные деньги из бюджета, за счёт этого мы существуем. Но мы стараемся для каких-то проектов по возможности привлекать дополнительные деньги; скажем, проект «Социальные лифты для молодых писателей» с большим конкурсом, с книгой, которая только что вышла, – на это был получен президентский грант вместе с нашим партнёром, Фондом культурных и образовательных инициатив «Зелёная гвоздика». И это как раз очень правильное направление – пытаться привлекать гранты на интересные и социально значимые проекты. Там довольно жёсткая система контроля и отчётности: кому-то это не нравится, так как любой отчёт съедает очень много времени. Говорят, что равное количество сил надо потратить на то, чтобы написать заявку на грант, на то, чтобы отчитаться, и на то, чтобы осуществить проект. Отчётность сложная, но мы с ней справляемся.

 

Как обстоят дела с кадрами при московских библиотеках?

– Сейчас ситуация изменилась к лучшему, поскольку с прошлого года все библиотекари из основного персонала получают большую поддержку мэра: на них были выделены достаточно большие гранты – 20 тысяч в придачу к основной заработной плате, благодаря чему средняя зарплата библиотекаря сильно выросла. Библиотеки сегодня занимают важное место в культурной стратегии Москвы. При этом я считаю, что библиотекарями остаются те, кто понимает, что это прежде всего миссия, и мне кажется, что случайный человек редко идёт в библиотеку.

 

А изменился ли портрет посетителя за последние годы?

– Мы стараемся, чтобы он стал более молодым, привлекая направление творческой молодёжи. Большой процент посетителей – это те, кто ходит в библиотеку, знает её как концертную площадку, где проходят хорошие вечера, – это возрастная московская интеллигенция. Но мы активно пытаемся приглашать к сотрудничеству молодых художников, блогеров, стараемся выходить на молодую аудиторию через интернет.

 

Какой должна быть школьная библиотека – и какие усилия нужно предпринимать для её модернизации?

– Этот вопрос для меня очень важен, так как я по образованию учитель, закончил педагогический университет. Наверное, школьная библиотека должна состоять из классики, но и следить за логикой времени, открывать современные имена – например, лауреатов основных литературных премий. Большинство не знает имён современных писателей, не всегда есть возможность получить их книги. Важно, чтобы книги, которые издаются в Москве, попали в дальние библиотеки. Что ещё важно – школьная библиотека должна быть комфортным и понятным местом, которое оказывает помощь, упрощая учёбу тех, кто в неё приходит, поскольку сегодня очень многое можно найти в интернете, – и сложно конкурировать с интернетом.

А это вы читали?

Leave a Comment