Дискуссия о востребованности идей М.М. Бахтина в современном литературном пространстве. Часть 2

«Текстура» продолжает дискуссию о востребованности идей М. Бахтина в современном литературном пространстве и, в частности, об актуальности его ранней статьи «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924). Спикеры: Алексей Татаринов, Михаил Гундарин, Сергей Чередниченко.

Часть 1 — здесь


 

Михаил Гундарин

 

Гундарин Михаил Вячеславович (1968 г.р.) Закончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Работал в медиа, преподавал. В настоящее время заведующий кафедрой рекламы, маркетинга и связей с общественностью  РГСУ (Москва). Кандидат наук  (специальность «социальная философия»), доцент. Автор нескольких десятков работ по теории и практике коммуникаций.  Как поэт, прозаик и критик публиковался в журналах «Знамя», «Новый Мир», «Дружба народов», «Урал» и мн. др. Член Союза российских писателей и Русского ПЕН-центра.

 

Сергей Чередниченко

Сергей Чередниченко — литературный критик, прозаик, редактор журнала «Вопросы литературы», преподаватель Литературного института им. А.М. Горького. Сфера интересов: русская литература ХХ и XXI веков, культура и гуманитарное знание ХХ века и современности. Публиковался в журналах «Вопросы литературы», «Континент», «Новая юность», «Октябрь», «Урал»; в сборниках «Литературное сегодня. Мастерская современной критики», «Новая русская критика. Нулевые годы», «Тверской бульвар, 25»; в еженедельниках «Литературная Россия», «НГ Ex libris». Редактор-составитель книг: «Новые писатели: проза, поэзия, литература для детей, критика» (2013); «Как было и как вспомнилось. Шесть вечеров с Игорем Шайтановым» (2017).

 

Алексей Татаринов

Татаринов Алексей Викторович (1967) — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Кубанского государственного университета.

Окончил филологический факультет Башкирского государственного университета. С 1992 года преподает в Кубанском университете. Автор книг: «Власть апокрифа: кризисное богословие художественного текста», «Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания», «Пути новейшей русской прозы», «Апология литература: духовная интрига в художественном тексте». Автор статей в журналах «Вопросы литературы», «Литературная учеба», «Наш современник», в газетах «Литературная Россия», «День литературы», «Литературная газета».

 


 

Михаил Гундарин

 

Против материальной эстетики

(Восемь тезисов)

 

  1. Статья Бахтина как будто и правда есть нечто нематериальное: заказана журналом, переставшим существовать (при том в его архивах нет данных о заказе); задумана как часть так никогда и не дописанного труда; наконец, не публиковалась 50 лет. Она и направлена против некоей «материальности», под которой можно понимать «объективные» лингвистические единицы анализа, а можно и материализм, превращенный в идеологию.
  2. Нет будем забывать, что статья написана молодым человеком, почти юношей (если брать течение жизни в науке; пусть и юношей, сделавшим уже немало). Возможно поэтому — она вся романтический порыв, отчаянный вызов господствующей в официальном научном поле силе (это парадокс: краткое время, как раз когда статья Бахтина писалась, такой силой казались формалисты, которых, как полагали многие, поддерживало большевистское начальство). Последующие несчастья и гонения достались всем поровну. Но «линия Бахтина» и «линия формализма» остались непримиримы.
  3. Но вот прошло почти 100 лет, и что же? Мы видим, что противник Бахтина торжествует. Мне кажется, «материальная эстетика» формализма, к сожалению, хорошо усвоена сегодня исследователями, вплоть до студентов. Характерно не слишком приязненное отношение к Бахтину, к примеру, Александра Жолковского, как будто уязвленного чем-то. Вполне, впрочем, понятно, чем — жесткой бахтинской критикой взаимосвязи поэтики с лингвистикой (что мы четко видим в данной работе). Так то Жолковский, «преодолевший структурализм», а толпы исследователей продолжают считать и сопоставлять.  Кто-то даже до сих пор выводит заковыристые формулы ритма (особенно в отношении безрифменного стиха) — и рассуждает на этом основании о поэтике. В статье Бахтина всей этой прикладной лингвистике, трехкопеечной методологии противопоставляется философская эстетика. То есть дух — технике. Я думаю, постижение слова именно из Духа исходит, эстетическими категориями измеряется. Пора оставить лингвистику узким специалистам!
  4. Еще хуже, что дух материальной эстетики овладел нашими творцами. Надоело читать высчитанные по знакам, насквозь сконструированные — нет, не стихи, а вот именно что тексты. С рифмой они или без — все едино их составляли не поэты, а моделисты-конструкторы. С другой стороны, оторванность от мира означает выхолащивание живого, этического момента. А это принципиально обедняет литературу. «Выделив то или иное познавательное постижение из содержания эстетического объекта,—например, чисто философские постижения Ивана Карамазова о значении страдания детей, о неприятии божьего мира и др., или философско-исторические и социологические суждения Андрея Болконского о войне, о роли личности в истории и др.,— исследователь должен помнить, что все эти постижения, как бы они ни были глубоки сами по себе, не даны в эстетическом объекте в своей познавательной обособленности и что не к ним отнесена и не их непосредственно завершает художественная форма; эти постижения необходимо связаны с этическим моментом содержания, с миром поступка, миром события».
  5. Но ведь как раз со времен написания статьи на поводу у прикладного-материального, у той же, в широком смысле, лингвистики пошла и философия. Ненавистные Бахтину структурализм да психоанализ составили базис новейшей философии, давно зашедшей в тупик. Уверен: придет время новой метафизики. Не сводящейся к анализу расположения и движения знаков. Да, собственно, метафизики уже появились и набирают авторитет.
  6. Наконец, не случайно «линию Бахтина» в свое время подхватил Вадим Кожинов и его единомышленники. Только следуя духу и ранних, и более поздних работ Бахтина, его отталкиванию от формалистической рациональности, можно строить понимание национального образа мира, воплощённого в национальной литературе. Постструктурализм и прочие формалистические концепции универсальны, наднациональны по самой своей сути.
  7. Ну и как обойти момент сегодняшнего унижения литературы, ставшей маргинальной частью материально-духовного производства. При том литераторы, соответственно, превратились в отщепенцев и неудачников, бесполезных в глазах большинства. Ибо материальная эстетика нас не предполагает: нужны не художники и писатели, а дизайнеры и копирайтеры. А между прочим, никакой «отдельной» действительности, как пишет Бахтин, не существует. Мы — нужны жизни; мы ее, нет, не создаём, мы ее понимаем и тем самым преображаем. Ибо, во-первых, «действительность, противопоставляемая искусству <…> уже существенно эстетизована: это — уже художественный образ действительности, но гибридный и неустойчивый <…> должно помнить, что конкретно-единою жизнью или действительностью она становится только в эстетической интуиции, а заданным систематическим единством — в философском познании». А во-вторых — «искусство воспевает, украшает, воспоминает эту преднаходимую действительность познания и поступка — природу и социальное человечество, — обогащает и восполняет их, и прежде всего оно создает конкретное интуитивное единство этих двух миров — помещает человека в природу, понятую как его эстетическое окружение, — очеловечивает природу и натурализует человека». Вот что мы должны делать; вот чего не получается без нас.
  8. Итак, работа Бахтина для меня — своего рода духовный манифест, сильное слово против всего материального, поддающегося подсчёту и рациональному членению. Многомерное Слово не измеряется — так. Оно связано слишком со многим в этом мире, оно слишком живо, чтобы его можно было натянуть на жесткий станок формалистской методологии во все ее новейших изводах.

 

Сергей Чередниченко

 

Первое, на что хочется обратить внимание в связи со статьей М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в художественном произведении», эта та пронзительно чистая (и поэтому трогательно-старомодная) авторская этика, которой он следовал. Из комментариев к первому тому собрания сочинений (Языки славянской культуры, 2003) мы узнаем, что статья — это часть большой работы, которая была заказана Бахтину журналом «Русский современник» в 1924 году. Журнал перестал выходить в конце 1924 года, но весь 1925 год еще теплилась надежда на возобновление издания. И Бахтин все это время соблюдал договоренность — ждал публикации и не передавал текст в другой журнал. В результате вышло так, что большой труд не был опубликован до 1975 года. Как же это контрастирует с ситуацией, которую я как редактор журнала «Вопросы литературы» наблюдаю теперь довольно часто в научном и, особенно, в литературном сообществе: авторы стремятся поскорее пристроить каждую строчку, чтобы ни буковки не пропало, часто рассылают свои «рукописи»-файлы веером на электронные адреса одновременно нескольких редакций (причем, адреса стоят в соответствующем поле письма буквально через запятую).

Второе, что мне представляется интересным, — это значение работы Бахтина для современной литературной критики (а не философии и не филологии). И здесь важны два момента: спор с формалистами (важная тема для Бахтина) и вопрос о свободе в эстетике и творчестве (о котором, напротив, сказано вскользь).

Признаюсь, я далек от основной проблематики статьи, но в полемике Бахтина с формалистами я — скорее интуитивно — остаюсь на стороне формалистов. Хотя бы потому, что эта школа имеет гораздо большее значение для критики ХХ века и современности. Формалисты создали инструментарий и понятия, которые абсолютно применимы для анализа современной литературы: литературный быт, литературный факт, литературная эволюция — все эти термины в активном словаре. Бахтинскую карнавализацию критики тоже не забывают, но все же в первую очередь Бахтин породил множество «бахтинистов» (филологов и философов), их работы направлены на понимание и толкование трудов учителя, а реальная литературная ситуация им едва ли интересна. И поэтому жаль, что статья не вышла в печати тогда, в середине 1920-х.

Также мне представляется важной не эстетическая, а этическая и, может быть, даже социальная проблематика работы. А именно — понимание свободы у Бахтина. Вот что он пишет: «в искусстве <…> значение имеет момент новизны, оригинальности, неожиданности, свободы, ибо здесь есть то, на фоне чего может быть воспринята новизна, оригинальность, свобода —узнаваемый и сопереживаемый мир познания и поступка, он-то и выглядит и звучит по-новому в искусстве, по отношению к нему и воспринимается деятельность художника — как свободная». И еще один важный тезис: «Эстетический объект <…> это творение, как оно выглядит в глазах самого творца, свободно и любовно его сотворившего». Как видим, в сознании Бахтина этическая категория свободы является неотъемлемым компонентом эстетики и личности художника. Эта принадлежность для него настолько очевидна, что он даже не считает нужным пояснять, а тем более доказывать ее.

И это умолчание сегодня даже вызывает досаду, потому что возникает вопрос: о какой свободе идет речь? Свободе поиска новых оригинальных форм? Свободе художественного познания нового материала? Свободе оценки реалий человеческого общества в их этическом, логическом и эстетическом (важное для Бахтина триединство) измерении?

Сегодняшняя повестка дня заставляет нас постоянно думать на эту тему. И если перевести разговор в практическую плоскость, то можно задаться вопросом: совпадают ли точки зрения Бахтина и президента Эмманюэля Макрона, который защищает «Charlie Hebdo», таким образом отстаивая принципы свободы слова, принятые в культуре французской республики? Сформулированный таким образом вопрос может быть воспринят как преувеличение или даже передергивание. Но опыт последних ста лет заставляет учитывать политическую составляющую в любом поступке художника. Эстетическое — это политическое.

В этом контексте работа Бахтина важна для современной критики: в ней уверенное высказывание о свободе как имманентном качестве художника. Произнесенное (пусть и не опубликованное) в середине 1920-х, буквально накануне истребления всякой свободы идеологией и тиранией, для нас, глядящих на историю гуманитарной мысли ХХ века со стороны, это высказывание звучит зловещим предостережением.

 

Алексей Татаринов

 

Бахтинские заповеди мастеру словесности

 

Мне всегда нужен Бахтин светлый, светящийся в сложной филологической ясности. Примеры: книги о Рабле и Достоевском, статья «Эпос и роман». В Бахтине темном, склонном к риторической герметичности, к избыточно аристократическому гнозису, я нуждаюсь меньше. Поэтому работу «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» начал перечитывать без энтузиазма. Избыточность философской речи, упоение собственной сложностью превращают эстетику в магию калейдоскопического слова. Можно и нужно — гораздо проще.

Однако увлекся чтением, и сейчас готов приветствовать в Михаиле Бахтина жреца, который решил поговорить о своем Боге с посвященными, и именно поэтому — из уважения к равным — отказывается поменять сакральное слово на слово профанное.

Мастером словесности я называю человека литературы (писателя, критика, филолога-теоретика, литературоведа, учителя, публициста), не просто исполняющего свои профессиональные обязанности, но сопрягающего слово с той или иной активной утопией, видящего в художественном сюжете пересечение таких значимых областей, как философия и религия, идеология и политика. Ну, например, мастерами словесности были Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв или Юрий Кузнецов. Этот статус выше, чем поэт или литературный критик. Мастер словесности претендует на истолкование и реформацию в жизни — в согласии с собственными духовно-риторическими установками.

Вот я и представил, какими призывами отозвалось бахтинское слово в литературном человеке, ищущем смысла и власти.

  1. Избегай двух крайностей: моды на научность и тяготения к разнообразным упрощениям. Держи под контролем «материальную эстетику» — особенно лингвистику, если речь идет о познании художественного текста; язык важен, но поэтика шире, и никогда не сможет вписаться в задачи языкознания.
  2. Не подменяй художественную деятельность познавательным суждением. Помни, что культурный акт живет на границах. Это особая область специальной относительности любых императивов. И даже, если произведение вещает о философии или политике, религии или идеологии, это лишь граница с философией или религией. Она оставляет зазор между состоявшейся серьезностью определенной гуманитарной сферы и ее эстетическим воплощением.
  3. Нейтральная действительность, противопоставленная искусству, не существует. «Жизнь», так или иначе состоявшаяся в сознании, уже есть художественный образ действительности. Следовательно, ты творишь искусство не из жизни, ты творишь искусства из искусства — из себя самого, ставшего платформой эстетической концентрации. Чем большую силу искусства ты представляешь сам, тем мощнее будет созданная твоим внутренним искусством искусство, имеющее материальное выражение.
  4. Не старайся стать специально актуальным, историчным, являющим приметы времени в адекватных формах художественного совершенства. Знай об имманентной историчности эстетического произведения. Подлинный историзм — не изображение знаков эпохи, а единственно твое эстетическое время, ставшее познанием, поступком и образом. Не забывай, кстати, что, если в твоем произведении (или анализе текста) отсутствуют познание и этический поступок, ничего долгого и важного не получится. Однако, попытавшись сильно надавить, сделав текст исключительно ясным познанием и этическим поступком, ты разрушишь художественность.
  5. Литература отличается от «литературы». Первая требует подвига формы, когда совершается интуитивное объединение познавательного с этическим, когда художник становится как бы первым художником. Он имеет дело с миром, а не только со словом «мир». «Литература» сознательно или бессознательно покоится на прежде выстроенных основаниях, на познавательно-этическом моменте содержания, взятого из уже существующих источников, заимствованного — часто бессознательно, из идиотской тяги к актуальности и благодарной рецепции.
  6. Если ты филолог, перескажи прочитанное; если ты писатель, пересказывай создаваемое. Этот вроде бы упрощающий шаг способен не только выстроить событие и поделиться им. Есть более важная составляющая: тестирование художественной реальности на ее первое совершенство, на способность воплощаться в чужой речи как имеющей смысл истории. Речь не о рационализации фабулы, слово о другом — о необходимости эстетической реальности стать отдельным словом о ней. Если художественное событие состоялось — не избежать в рассказе упоения им!
  7. Помни о необходимости изоляции мира произведения. Именно она, управляя не познавательным и не этическим отношением к событию, занимается свободной формовкой содержания, освобождает активность наших чувств и все творческие энергии. Изоляция позволяет пережить эстетический акт как субъективный, личный, как акт формы под действием автора-творца. Так содержанием произведения оказывается событие бытия, освобожденное от ответственности за прошлое и будущее, пребывающее в эстетическом настоящем.
  8. Не распадайся на атомы, не мельчи, не поклоняйся частному. И для читателя, и для писателя ключевая фигура — автор-творец. Дело в том, что эстетическая форма — это моя, только моя активность (талант, воля и т.д.) но одновременно — противопоставленная мне как нечто отдельное и отчасти самодостаточное, приходящее извне. В этой диалектике моей и совсем не моей художественной реальности единичный человек становится творцом, что возможно исключительно в искусстве. Автор — это торжество собранного воедино человека, исходящая изнутри активность цельного человека.

Добавил бы следующее. Если ты действительно мастер словесности, то оставляешь миру одно — твое произведение (не важно, стих, роман или собрание сочинений), послание автора-творца, способное представить его в иных, не сегодняшних временах. Высочайшая изоляция этого произведения, его необыкновенная самодостаточность и по-настоящему имманентный историзм — лучшая защита от известных и непредсказуемых метаморфоз вкуса. Эстетическое — по Бахтину — начало бессмертия. Мастер словесности — соратник вечности, а не вертлявый слуга того или иного клана в текущем литпроцессе.

 

А это вы читали?

Leave a Comment