Сборник «РЕАЛЬНЫЙ МАГИЗМ». Анонс

СБОРНИК «РЕАЛЬНЫЙ МАГИЗМ»

 

Юлия Великанова

 

25 ноября в Малом зале ЦДЛ пройдет презентация сборника рассказов «Реальный магизм», выпущенного в свет литературным клубом «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД» (Московский союз литераторов) при информационной поддержке Литературного проекта «Pechorin.net» и ООО «Кузница кадров». В сборнике представлены новые произведения в жанре магического реализма известных современных литераторов: Александры Николаенко — лауреата премии «Русский Букер — 2017» и финалиста премии «Ясная поляна — 2019», Евгении Некрасовой — финалиста премий «Большая книга — 2019», «Национальный бестселлер — 2019» и «НОС — 2018», Вадима Месяца — лауреата «Бунинской премии — 2005» и финалиста премии «Русский Букер — 2002», Натальи Стеркиной — известного сценариста и драматурга, Ольги Ильницкой, уже завоевавшей себе известность как мастер магического реализма, и других современных писателей, в том числе аспиранта Литературного института им. А.М. Горького — Алексея Небыкова.

В предисловии редактора-составителя сборника Людмилы Вязмитиновой, поэта и литературного критика, куратора «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД», также являющегося одним из авторов сборника, говорится, что данное направление в наше время стало мейнстримом современной российской прозы.

Перед нами — тексты, которые представляют главное, основное направление в развитии нашей литературы сегодня. В них «водятся» кикиморы и злые ведьмы — колдуньи, опасные вороны — «московские гаргульи» и симпатичная гаргулья, которую… водят гулять на поводке; сирены и зловещий паук в рукаве; здесь обезвреживают оборотня и происходит реинкарнация.

Магический реализм нередко доводит худшие человеческие черты до абсурда, до карикатурности, вводит в ткань повествования намеренные анахронизмы, размывает географические координаты и сгущает гротескные проявления сознания и бытия.

А ещё для магического реализма характерны притчевость или сказочность композиции. С помощью всех этих  приёмов и создаётся магическая реальность.

Авторы сборника представлены в нём в алфавитном порядке, и всех их отличает высокий уровень профессиональна — тексты написаны ярко, стильно, с большой выдумкой и мудрым подтекстом. Несмотря на их непохожесть друг на друга, они складываются в некую единую картину — поскольку задана тема, которая предлагает определённые, увлекательные правила игры. Хотелось бы вкратце отметить отдельные тексты.

Антиутопия Евгении Некрасовой «Была живая такая»… Здесь живут люди. Неважно живут. Плохо. А ещё «живут» кикиморы. Живут даже хуже тех людей. Есть и лучший мир. Гулливерия. Но он где-то наверху, почти недоступен. Очевидны сложные аллюзии с реальным миром людей. Постепенно всё выстраивается в чёткую, хотя и безрадостную картину. При этом сохраняется стойкое ощущение абсолютной нереальности. Несмотря на узнаваемые характерные черты реальной человеческой жизни.

«Павлов и его мама» Ольги Ильницкой — из тех «трудных» текстов, без которых современная литература была бы беднее. Керосиновая лампа из детства героя — это керосиновая лампа из всех советских детств. Образ мамы «гаснет» в глазах Петрова, если подкрутить колёсико яркости лампы. А если подкрутить колёсико в другую сторону, то проявится контур сидящей на стуле женщины. «Мир забыл о Павлове». Но о нём помнит его мама, давно умершая. Автор расширяет границы своего небольшого рассказа, во второй части она сама становится одним из персонажей. Если к человеку «пришёл» покойник, — значит, он сошёл с ума. Так есть в реальной реальности.

Рассказ Александры Николаенко «Пропасть» написан не в заданном жанре — магического реализма. Это — миниатюра, решённая в философском ключе. Но она словно подхватывает тему, начатую Ильницкой в «Павлове…» «Что наша жизнь?» — задаётся А. Николаенко вечным вопросом и предлагает свой ответ, неожиданный и пугающе точный.

Наталья Стеркина. «Гаргулья» — вольная фантазия автора на тему гаргулий, далёкая от кельтского мифа о водном драконе-хищнике, которого удалось победить силой Божьего креста. Гаргулья у Н. Стеркиной — оборотень, но славный и добрый, красивый и жаждущий общения с людьми «с фантазией, с творцами».

Рассказ Вадима Месяца «Первочеловек» — полноценная притча. Здесь, как известно,  может быть что угодно, как угодно и с кем угодно. Внятности нет, её и не должно быть. Это текст со скрытым смыслом, надсмыслом, сверхсмыслом. Его хочется читать и перечитывать.

«Оборотень» Валерии Исмиевой. Некий Охотник, мечтающий стать Мастером, отлавливает оборотней. Работа тяжёлая, но он не сдаётся. Когда ему совсем тяжко, он лечится мистической поэзией Федора Сологуба. Очень интересны рассуждения героя о соблазнах женского тела с точки зрения мужчины. И предлагается способ — как с ними разобраться кардинально, раз и навсегда. Достаточно поприсутствовать несколько раз при снятии кожи с живого тела прекрасной женщины-оборотня. И заблуждений у тебя больше не останется. Гарпии — большие специалистки в деле обезвреживания оборотней, — на этот раз, кажется, ошиблись. Но ситуация будет оправдана — удивительно узнаваемо, очень человеческим способом. Жутковато, но круто.

Отрывок из романа «Реинкарнация» Марины Линник — увлекательная качественная женская проза на историческом материале, с приключенческим сюжетом. В духе Дюма. Держит интерес, читается легко.

Аспирант Литинститута Алексей Небыков. Рассказ «Такси». Считается, что в произведениях в жанре магического реализма должны быть недосказанность, неправдоподобие, невнятность, загадочность. Это — инструментарий жанра. Алексею Небыкову удалось создать сложное, многоуровневое повествование, где реальность приближается к вымыслу настолько близко, что как будто бы сама им становится. Многое не стыкуется в этом тексте с точки зрения реалистического повествования, задаются загадки, и отгадок автор не предлагает. «Гортанный хрип из горла» таксиста, чёрный усик из правого рукава… Финал открытый…

Александра Окатова, рассказ «Йоринда». Фантастический сюжет вплетён в жизнь простой юной немецкой девушки далёких времён. В её простую счастливую жизнь вмешивается страшное чёрное колдовство. Это увлекательная сказка, наполненная деталями и подробностями. Фантазии переплетается с реальностью. Завораживает подробное описание жизни, быта в замке ведьмы.
Здесь оживают народный фольклор, предания, сказки.

Андрей Цуканов, Людмила Вязмитинова. «Ювелир». Похоже, что главной задачей авторов было мастерски выстроить историю, похожую на детектив и, в то же время, похожую на мистику. Написано умно, остроумно, легко. Нарушая законы обоих жанров, авторы как бы иронизируют над этими законами, предлагая нам своё оригинальное произведение, которое, несмотря ни на что, интересно читать. У всех их героев всё хорошо и даже лучше. Согласитесь, такое нечасто встретишь в современной российской прозе!

И — два небольших рассказа от Владимира Пряхина. Рассказ «Детали» — история о том, как мы все бежим и никого вокруг себя не замечаем. Тут этот мотив разрастается до неправдоподобия. «Я не нуждаюсь в деталях, чтобы понять этот мир. Они сами приходят ко мне», — говорит герой рассказа. Только двое видят ситуацию иначе, видят её реальной, — рассказчик и бомж. Остальные слишком сильно заняты своей личной жизнью. И это так. «Отвязанный» — ещё одна полноценная притча сборника, с множеством доньев. Пересечение и взаимопроникновение миров, чудо сотворения нового и неготовность к этому новому большинства людей, слишком сильно привязанных к своей реальности.

В сборнике «Реальный магизм» собраны произведения авторов, среди которых — лауреаты и финалисты крупных литературных премий. Принято считать, что премии и конкурсы — дело очень субъективное, что весь литературный процесс поделён на некие группировки и коалиции. И потому — наградам верить не стоит.

Любые споры такого рода способны разрешить опубликованные тексты. Только чтение сборника поможет каждому читателю принять своё собственное решение, выбрать созвучных себе авторов и отправиться в дальнейшее увлекательное путешествие — по мирам произведений современных российских писателей.

Встретиться с авторами и познакомиться с книгой можно будет на презентации, которая пройдёт в ЦДЛ 25.11 в 18.30. На презентации авторы прочтут отрывки из своих произведений, литературные чтения завершатся выступлением музыкальной группы «Sattva Project», гостей ждет автограф-сессия и интерактивная программа с розыгрышем призов, а сам сборник можно будет приобрести на мероприятии по специальной цене. Подробности ЗДЕСЬ.

 

 

Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!

 

А это вы читали?

Leave a Comment