Наталия Черных
Поэт, эссеист, прозаик. Живет в Москве.
Автор поэтических книг «Камена» (Русский Гулливер», 2007), «Письма заложника» («АРГО-РИСК», 2012) и других.
Первая публикация – сентябрь 1993 года, газета «Русская мысль». Стихи, эссе о современной литературе и проза опубликованы в «Новом Мире», «Волге», «Знамени», «НЛО», во многих других бумажных и сетевых изданиях.
Сотрудничала с издательствами АСТ, ЭКСМО, «Русский Гулливер» и др.
Роман «Слабые сильные» («Волга, 2015, 3 и 4) вошел в лонг «Большой книги».
Лауреат Филаретовской премии за лучшее стихотворение 2001 года.
Обзор литературных мероприятий: первая половина января 2018 г.
Всё самое интересное в январе отодвигается либо на каникулы, либо на последнюю декаду. Кто не согласен – ничего не понимает в том, как устроен год. Открываем МосЛитГид и видим, что всё так и есть.
6, 7, 8, 9 – насыщенные дни. 6-го вечер в Переделкино, Доме-музее Бориса Пастернака, по скайпу с самым, пожалуй, необычным женщиной-поэтом Гали-Даной Зингер. Это не первый вечер, но Гали-Дана полна загадок и тайн. Хорошее начало года.
7-го в мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате 55 поклонники творчества поэта решили устроить и чтение, и пение стихов. День праздничный, поэт великолепный.
8-го в Театре.doc музыкант Кирилл Широков представил новый опыт соединения музыки и поэзии. Вот что говорит МосЛитГид: «Расположить большой поэтический механизм Андрея Монастырского в настоящем времени – то же, что обозначить несколько присутствий. Расстановка, чтение – Кирилл Широков; текст – Андрей Монастырский; музыка – Алексей Наджаров, Алина Петрова, Кирилл Широков; действующие лица – Вася Березин, Анна Хлёсткина».
Из каникулярных мероприятий выбрала именно 9 января, «Сопротивление поэзии» и представленную в этом цикле книгу «Лактат Гагарина», составленную Михаилом Куртовым, номинированную на известную премию имени Аркадия Драгомощенко и ставшую лауреатом. Книга состоит из текстов, созданных дорвеями – цифровыми работниками защиты от спама.
«Дорвеи – это «фрагменты несвязного текста, который лишён всякого смысла», коммерческий смысл им придаёт наличие «ключевых слов для поиска», которые призваны формировать у поисковых роботов (ложное) представление о тематике страницы», – поясняет составитель.
Разговор о книге перерос в разговор о концепте: что такое дорвеи – доза свободы в жёстком информационном мире или бородатый фокус в новых перчатках?
Составитель остался в Санкт-Петербурге и вещал оттуда по скайпу, а Никита Сунгатов с завидным терпением следил сразу за качеством связи, залом (вопросы поднимались как грибы, тихо) и Михаилом, который охотно и много рассказывал о том, что же такое поисковый спам, чем он может быть ценен литератору.
Мероприятие было вполне виртуальное, так как диалог составителя, ведущего и зала шёл в сети, но имело довольно четкие материальные границы – помещение Электротеатра «Станиславский», расположение сидений и стола, книжной лавки, лица людей и их выражение. Атмосфера была задумчивая, немного расслабленная, но речь Михаила оживляла, провоцировала. Слушатели начали испытывать идею на прочность. Был задан вопрос о сходстве дорвея и рыбьего вируса, другой вопрос был о том, почему дорвей записан как стихотворение и можно ли его записать как прозу. Вопросов было бы больше, но время мероприятия ограничено.
Из самой книги «Лактат Гагарина» Никитой Сунгатовым было прочитано довольно много текстов. Книга небольшого формата, издана на оберточной, «крафтовой», бумаге, издание эстетически оригинальное и, несомненно, необходимое адепту новейшей литературы.
Одна из мыслей Михаила Куртова запомнилась особенно. Изложу, как поняла. В ленте соцсети, например, в фб, эмоции и мысли выглядят сонно, как снулые рыбы. Дорвеи взрывают этот сон, сообщают импульс дремлющему сознанию, и оно начинает жить. Так что дорвеи пишут намного интереснее, чем фриендз в фб. Так что – читайте, что пишут дорвеи!
16 января в Библиотеке имени Некрасова, в конференц-зале на пятом этаже, состоялась презентация книги учёного и поэта Татьяны Бонч-Осмоловской «Умножение сущностей». По ходу вечера не раз возникал вопрос о литературе так называемых «формальных ограничений», на этой ноте и финишировали.
Такого собрания граций под самой крышей библиотеки давно не видела. От Константина Кедрова с Еленой Кацюбой и Владимира Аристова – до Данилы Давыдова. Список выступавших, а все так или иначе попали в книгу Татьяны как персонажи, весьма внушительный: Мария Галина, Алеша Прокопьев, Людмила Вязмитинова, Игорь Сид, Дарья Суховей (читала шестистишия), Данила Давыдов, Игорь Левшин, Марина Хаген (она читала хокку), Юлия Скородумова, Сергей Соколовский.
Вечер вела Анна Голубкова. Фигуры героини, в красно-чёрном, на фоне новогодней ёлки, и ведущей, в светлом меланже на фоне огромного белого стула, были контрастны, что пообещало интригу. Задумчивость Владимира Аристова и тихий голос Алёши Прокопьева создали отличный объём женственному дуэту. Вечер был один из самых красивых, если так можно сказать о литературных вечерах. Интерьер конференц-зала располагал к глубокому, но не занудному, научному юмору. Филологи и физики прекрасно нашли между собою общий язык.
У Татьяны Бонч-Осмоловской в Москве запланировано ещё два мероприятия: 18-го в Зверевском центре была представлена её новая концептуальная книга «Монстры Австралии», а 21 в «Даче на Покровке» она почитала свои тексты в цикле «Пункт назначения».
В целом, конечно, всё хуже, чем кажется. Под снегом может быть даже кровь самоубийцы. А снег все идёт, мягкий, почти идеальный снег, а ясный городской холод своим прикосновением напоминает, что уже всё пошло по-другому, никто этого и не заметил, что уже всё идёт по-другому. Если хотите, это цитата из прозы, которая никогда не будет написана. Это поле экспериментов.