Ярослав Пичугин. Воспоминание о детстве

Ярослав Пичугин – родился в Москве в 1953 г. Закончил МГТУ им. Н. Баумана. Автор 9 поэтических сборников и многих публикаций в периодике.

Член СП Москвы. Работает в редакции журнала Всероссийского общества глухих «В едином строю».

Серьезно занимается фотографией. Член Международного художественного фонда (фотохудожник).

Провел несколько персональных фотовыставок, имеет публикации. Живёт в Москве.


 

Хороший писатель часто является изумительным фотографом. Textura просит известных писателей поделиться своими любимыми фотоснимками и рассказать, почему они любимые и как появились. В этот раз о своей фотографии «Воспоминание о детстве» рассказывает Ярослав Пичугин.

 

 

ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕТСТВЕ

 

Фотографией увлекся еще в студенческие годы, но снимал для себя и друзей, не ставя каких-то художественных задач. Через годы, когда пришлось заняться журналистикой и фотожурналистикой, к сюжетам, предлагаемым жизнью, стал относиться серьезнее. Но кроме репортажной фотографии, люблю снимать и портреты, и чистый пейзаж… На прогулки в лес или в парк всегда беру с собой камеру.

Для меня интересен и такой жанр, как человек в пейзаже. Он находится на границе пейзажной и жанровой фотографии. Здесь важно почувствовать особую атмосферу, некую ауру, которую природа создает вокруг людей. Одна из любимых фотографий в этом жанре называется «Воспоминание о детстве».

Попробую рассказать об этом кадре… Я вышел на берег пруда и увидел мужчину с мальчиком лет 8-9, который ехал на детском велосипеде. Мальчуган чем-то заинтересовался и, оставив двухколесного друга своему отцу, побежал вдоль берега. А мужчина сел на велосипед и стал рассматривать уточек, плавающих у противоположного берега. Кадр вроде сложился, надо было снимать…

Взрослый человек на детском велосипеде в окружении паркового пейзажа показался точным образом, находкой. Именно подобный сюжет ищешь в жанровой фотографии, но там часто не остается времени на размышления, все решает мгновенная интуиция. И композиция тоже возникает стихийно. А, вообще рассказывать о том, как и почему возник кадр, дело, на мой взгляд, неблагодарное.

Но если уж начал, продолжу… Лицо взрослого в этом кадре совершенно не важно, интереснее его поза, размышляющего, задумавшегося человека. Все его мысли как бы отражаются в пейзаже, в плывущих, словно из грезы о прошлом, уточках…

И в этот момент, будто материализовавшись из воспоминаний мужчины, из-за куста на противоположном берегу вышла женщина с ребенком на руках. В видоискателе камеры силуэт ее проступал смутно и расплывчато, как во сне. Да, кадр сложился. Оставалось только нажать спусковую кнопку…

Я почти никогда не объясняю своих фотографий и эта маленькая заметка – исключение из правил. Чаще сопровождаю фотографию коротким стихотворением: 8-12 строк вполне достаточно, чтобы сказать о главном в кадре. Но сказать образно, как бы в дополнение…. К этой фотографии написались такие строки:

Воспоминание о детстве
порою входит со двора,
цепочкою причин и следствий
вся жизнь проходит, как игра.
И не было стихий и бедствий,
а только солнце у пруда.
Воспоминание о детстве…
И говорит природа – «Да!»

А это вы читали?

Leave a Comment