Обзор детской литературы от 19 февраля 2020 года

Ольга Бухина

По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой — друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!». Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон)  книга Мег Розофф «Как я теперь живу».


 

Обзор детской литературы от 19 февраля 2020 года

 

Литература занимается тем, чтобы дать человеку инструмент для примирения с этим миром.

Лев Аннинский

 

Когда начинается новый год, хочется, чтобы все в нём было лучше, чем в предыдущем, чтобы всё в нём радовало и изумляло. Про всё — не знаю, а вот детские книги продолжают радовать и изумлять не только своим качеством (текста и иллюстраций), но и разнообразием тем, жанров и стилей. Посему изменю своему обычаю тематических обзоров и на этот раз напишу о совершенно разных книгах. Общее у них одно — отменное качество. Это будут книги, которые чем-то меня поразили в прошлом году, оказались сюрпризами.

Начну с книжки для маленьких. Она не новая, это уже переиздание, но как-то я ее сначала не заметила. «Фабрика слов» Аньес де Лестрад (Поляндрия, 2020, иллюстратор Валериа Докампо, перевод с французского Михаила Яснова) переносит читателя в странное место, где слова стоят очень дорого, где за каждое слово необходимо платить, и немало. Иногда можно купить пару слов на распродаже по дешёвке, но кому нужны такие слова? Для чего вообще нужны слова? Маленькому мальчику, например, для того, чтобы выразить свою любовь к девочке. Его богатому соседу это даётся легко — у него куча слов, но ценность их очень сомнительна. А у бедняка слов совсем мало, и когда у тебя нет главных слов — ты на них ещё не накопил — приходится одаривать любимую случайными словами, и похоже, они прекрасно сумеют выразить твои чувства. Можно даже найти слово в мусорном ящике. Верите или нет, оно станет тем самым драгоценным словом, которое важнее всего. А какие в этой книге иллюстрации чудесного вишнёвого цвета!

Метафора невысказанных слов, непроизнесенных героем этой книжки, странным образом перекликается с историей говорящего (а заодно и размышляющего о множестве вещей) зайца. «Заяц на взлётной полосе» Юлии Симбирской («Абрикобукс», 2019, иллюстрации Оксаны Батуриной) сразу привлёк мое внимание. Во-первых, люблю зайцев, а Хэл — заяц по меньшей мере особенный. Во-вторых, совершенно не знаешь, чего ждать от этой книги. Название загадочное, иллюстрации не просто роскошные, а, не побоюсь этого слова, сногсшибательные. Начинаешь читать эту сложную историю, где переплетаются судьбы старого-престарого облезлого зайца, немолодой собаки, одинокого старика, невероятно страдающей молодой женщины, ребёнка, который обожает папу и ужасно боится спрятанного в папе страшного Грака, мужчины, увлечённого изготовлением моделей самолётов, тряпичного игрушечного зайца с обвисшими ушами и многих-многих других — собак, женщин, мужчин и детей… Начинаешь читать и полностью погружаешься в книгу.

Все тут немного не те, за кого себя выдают. Тот, кто притворяется любящим, оказывается, ненавидит. Тот, кто на первый взгляд кажется равнодушным, горячо любит. Можно полюбить чужого ребёнка, как своего, и ненавидеть своего, как чужого. А надо всем этим, высоко в небе — самолёты, от самых первых, почти игрушечных, до суперсовременных. Но и с ними может произойти несчастье, особенно если кто-то на земле допускает ошибку. И за такую ошибку расплачиваются многие.

Когда с зайцем разговаривает один из первых в истории авиаторов, невольно вспоминается лётчик из «Маленького принца» и становится понятно, почему Хэлу так хочется подняться в небо на прекрасной летающей машине. Ему, старому зайцу, который живет уже долго-долго, хочется наконец, умереть, хотя он мало что знает о смерти.

Зато о ней прекрасно знают герои книги «Тонкий меч» Фриды Нильсон (Манн, Иванов и Фербер, 2019, перевод со шведского Ольги Мяэотс). Главный герой этой книги — мальчик Саша (по странному совпадению страдающую молодую женщину из предыдущей книги тоже зовут Саша). Он поставил перед собой задачу, которая мало кому под силу, — вызволить умершую маму из владений Господина Смерть. Чтобы добраться до Господина Смерть, унесшего Сашину маму, мальчику нужно преодолеть полноводную реку, безлюдную пустошь и заснеженный горный перевал. Неожиданными проводниками Саши в этом совсем не мрачном царстве оказываются три новых друга — дети правителей всех трёх областей, сын Капитана, дочь Короля и сын Правительницы-Матери. Как всякие дети, они ещё не знают слово «невозможно» и готовы попытаться. Саше, как Орфею, удается добиться своего — если не увлечь прекрасной музыкой, то перехитрить Господина Смерть. Саша не дает обмануть себя приторными сладостями и весёлыми играми, которыми пытается соблазнить его Господин Смерть, он храбро, не оборачиваясь, идёт вперёд. Чтобы победить, надо узнать то, чего и сама Смерть не знает — в царстве Смерти умереть не может никто, там царит истинное бессмертие.

Да, дети не знают (и не желают знать) слово «невозможно», поэтому их так увлекают научные открытия. Книжек про науку для детей немало, но эта с самого начала зацепляет и названием, и видом. Детский альманах «Звёздная пыль под подушкой» новенького издательства «Кит» (2020) составлен из отдельных главок, написанных разными авторами. В альманахе рассказывается о невероятных научных фактах, которые заставят читателя почувствовать себя одновременно и маленькой крупинкой этой самой звёздной пыли, и смелым покорителем космоса. Поведать о научных открытиях можно, рассказывая интересные истории об учёных, а можно об этом написать стихи или смешной рассказик, а то и комикс нарисовать.

Большой взрыв и образование звёзд, обитатели капли воды, видимые лишь под микроскопом, самые маленькие птицы и зверьки, геометрические фигуры — фракталы (а именно так, оказывается, устроены и молнии, и папоротник, и наши лёгкие). Интереснейшими вещами занимаются нейрохирург и молекулярный биолог — таинственные профессии. Можно научиться делать очень точные измерения, понять, как рисовали художники-пуантилисты и австралийские аборигены, узнать, как для киносъёмок строятся модели городов, автомобилей, самолётов. (Помните того героя в «Зайце», который делал модели самолётов?) Альманах ещё раз напоминает нам, что всё в мире таинственно связано — звезды и люди, жизнь и смерть.

 

Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!

 

А это вы читали?

Leave a Comment