Пристрастное общество и ситуация на книжном рынке

Борис Кутенков. Родился и живет в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (2011), учился в аспирантуре. Работает репетитором по русскому языку. Редактор отделов критики и эссеистики портала «Textura». Член редакционного совета портала «Сетевая Словесность» и альманаха «Среда». Автор четырёх стихотворных сборников (2009, 2011, 2014, 2018). Стихи публиковались в журналах «Интерпоэзия», «Волга», «Урал», «Homo Legens», «Юность», «Новая Юность» и др., статьи – в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Вопросы литературы», «Дружба народов» и мн. др., III томе антологии «Современная уральская поэзия». Ведущий рубрики «Книжная полка» в журнале «Homo Legens». Колумнист портала «Год Литературы.ру».


Портрет Бориса Кутенкова — Елена Краснощёкова, издатели на круглом столе — Олег Фочкин

Пристрастное общество и ситуация на книжном рынке

Представители крупнейших издательств рассказали о ситуации на книжном рынке

 

1 февраля в отеле «Интерконтиненталь» на Тверской состоялось мероприятие под названием «Будущее – за читателем! Книжный рынок России: перспективы, технологии, точки роста». Встреча прошла в формате пресс-ланча с участием руководителей крупнейших издательств страны.

Первым слово для выступления предоставили президенту Издательской группы «Эксмо-АСТ» Олегу Новикову, который рассказал о наметившемся тренде, связанном с ростом книжного рынка. Сегодня, сообщил он, повышается доля электронных книг, и 23 % роста составляют продажи учебников. Образовательная литература составляет 40 % книжного рынка. Новиков отметил, что сокращение продаж художественной литературы связано с тем, что многие книги скачиваются бесплатно, и выразил надежду на развитие новых форматов книжного потребления – таких, как рекомендательные сервисы в интернете, проектирование нейтросетей и другие.

Евгений Капьёв, директор департамента «Эксмо Non/Fiction», проинформировал слушателей о том, что детская литература сегодня – самый читаемый сегмент. Второй по популярности сегмент – подростковая литература. «Количество книжных блогеров среди подростков у нас сегодня самое большое в мире». Одним из лидеров продаж Капьёв назвал Анну Быкову, арт-терапевта и психолога из Екатеринбурга, автора популярных книг по воспитанию детей, чьим советам доверяют тысячи родителей. В рейтинге самых продаваемых писателей одно из лидирующих мест наряду с Дарьей Донцовой занимает Надежда Жукова, автор самого популярного в России букваря. По словам Капьёва, основные приоритеты издательства – открытие новых российских авторов, а цель – за пять лет сделать профессию писателя одной из самых высокооплачиваемых в стране.

Генеральный директор корпорации «Российский учебник», основанной в мае 2017 года, Александр Брычкин, признал первые итоги работы проекта весьма оптимистичными. Общие тиражи выросли на 22%, на 92% выросла посещаемость сайта Rosuchebnik.ru. «Российский учебник» установил коммуникацию с 20% педагогов страны, и 125 тыс. педагогов посетили проводимые корпорацией мероприятия. В числе главных достижений Капьёв отметил открытие дистанционного университета корпорации «Российский учебник», в котором учителя из всех регионов страны могут получить поддержку и методическую помощь. О big data (лаборатории больших данных, революционно важной для книжного рынка) говорил и Олег Новиков: при её помощи можно не только прогнозировать тиражи, но и создать индивидуальный подход к интересам читателя на основе семантического анализа и данных о его интересах. Данные big data будут использоваться для построения индивидуальных образовательных траекторий с целью улучшения образовательных результатов. Приоритетами работы Брычкин назвал развитие компетенций в области современной грамотности и сферы цифровой трансформации образования. Брычкин упомянул образовательную платформу «Lecta», которой на данный момент пользуется около ста тысяч школьников, педагогов и родителей, а в 2018 году планируется увеличить число пользователей до 300 тысяч. Если в 2017 году деятельность проекта была направлена прежде всего на читательскую и экологическую грамотность, то 2018-й принесёт результаты в области эмоциональных компетенций, и в этой связи важно развитие корпоративной культуры школы, исследование ключевых компетенций и новой грамотности у педагогов. 1 февраля стартует масштабная акция среди педагогов: педагогический контроль качества учебников, призванный собирать недочёты, обнаруженные в учебниках.

С анализом существующих на книжном рынке проблем выступила литературный критик, обозреватель портала «Медуза» Галина Юзефович, говорящая, как она выразилась, от имени читательской массы. По её словам, книги популярных писателей, даже фигурантов премиального процесса, сегодня не доходят до провинции: «Мой Фейсбук сегодня полон воплями, как достать книгу Алексея Сальникова – финалиста премии «Большая книга». Юзефович рекомендовала обратить внимание также на обложки книг и качество переводов: дурные переводы Стивена Кинга вредят его репутации. Изменение этой ситуации могло бы вернуть Кинга в число главных современных писателей в представлении аудитории.

Тему издания современной поэзии подняла журналист и критик, представитель «Комсомольской правды» Евгения Коробкова после упоминания книги Ах Астаховой, чья книга в издательстве «АСТ» вышла тиражом 17 000 экземпляров. (Образчик творчества Ах Астаховой после пресс-ланча появился на фейсбучной странице Юзефович: «Снимайте свой пиджак; / Мне голых тел знакома стать, / Когда в холодную кровать / Вы скачете никак!». Как водится, развернулась дискуссия между адептами «плохих стихов, лечащих душевные раны» и теми, кто обращает внимание прежде всего на качество написанного; некоторые особо пылкие литераторы обвинили критика в травле Астаховой). В ответ на вопрос Коробковой Евгений Капьёв дипломатично упомянул о расширении аудитории читателей поэзии и не менее дипломатично ответил, что «по поводу Ах Астаховой есть разные мнения». Вкусовые расхождения, разумеется, остаются лишь вкусовыми расхождениями, однако затронутый Коробковой вопрос о том, достойны ли подобные тексты находиться на одной полке с книгами Сергея Гандлевского и Олега Чухонцева, как нельзя более актуален. И, как всегда, дискуссия на эту тему не может обойтись без рефлексии на тему различия поэзии как вида искусства – и стихосложения, которым в нашей стране занимается каждый второй.

Михаил Визель, шеф-редактор портала «Год Литературы», задал вопрос участникам круглого стола о подростковой литературе и охране детей от нежелательной информации. На вопрос Визеля ответил Олег Новиков, припомнив случай (произошедший не в его издательстве), когда из книги американского писателя была вымарана сцена гомосексуальных отношений. Сам писатель после этого случая был сильно возмущён, что кто-то смеет покушаться на содержание его текста. Новиков акцентировал внимание на том, что «сегодня общество достаточно пристрастно следит за тем, что появляется на книжных полках», и это не может не влиять на поведение издателей.

А это вы читали?

Leave a Comment