Поэты против #7

#7

 

Внизу находится форма для голосования. Нужно выбрать одно стихотворение из двух.
Автор первого стихотворения не знает, кто написал второе. И наоборот.
Читатели не знают, кто написал оба стихотворения.
Догадки можно оставлять в комментариях. Комментарии публикуются после модерации.
Имя автора того стихотворения, что наберет большее количество голосов, будет раскрыто 20 июня.
Имя автора того стихотворения, что наберет меньшее количество голосов, будет раскрыто по желанию этого автора.
21 июня будет опубликована следующая пара стихотворений.
Почта проекта: protiv@textura.club

 

 

Стихотворение № 1

 

* * *

так бывает если теряешь дом
у былой обиды глаза вороньи
утекает время седой водой
пахнет прелью солодом и бедой
и тобой неузнанным посторонним

все что трудно вспомнить забыть понять
колокольным деревом нынче стало
прорастает дерево сквозь меня
умирает быль на его корнях
вырастает боль на ветвях усталых

и о чем роптать и кого винить
небеса пугая тоской совиной
переходит солнце с земли в зенит
ты стоишь и память твоя звенит
деревянной высохшей сердцевиной

настигает мир невесомый сон
желтоглазый ворон над миром кружит
обращая свет золотой лисой
оставляя камни золу песок
пустоту внутри пустоту снаружи

лишь на миг качнется земли ладья
и в застывший космос вернётся хронос
всколыхнется прошлого полынья
и обрубит острая злая явь
золотую крону

 


 

Автор стихотворения «так бывает если теряешь дом…» — Елена Севрюгина

 

Что можно почитать прямо сейчас:

Сердце вселенной. Стихи (публикация в журнале «Homo Legens», номер 1, 2019)

В первый раз родилась. Стихи (публикация в журнале «Дружба Народов», номер 12, 2020)

 

Публикации на «Текстуре»:

двенадцать красных лун реинкарнаций. Стихи (20 сентября, 2020)

 

У автора вышли книги:

Ожидание чуда. Стихи. Тула, Издательство «Шар», 1995.

Избранное. Стихи. Москва, Издательство Школы ВУЗа «Современное образование», 2005.

Сказки для взрослых. Стихи. Новокузнецк, Издательство Союз Писателей, 2014.

По страницам моих фантазий. Стихи. Издательство «Lulu.com», Канада, 2018.

 

Что о Елене Севрюгиной пишут критики:

Если попытаться отыскать рычаг, с помощью которого груз стихотворения поднимается на определенную высоту, то у Елены Севрюгиной это будет интонационная интуиция: погруженность в мелодию, готовность уверенно двигаться за звуком и сополагать все, что реет в воздухе и мелодией обрамляется: «кроличьи норы стрекозья слюда / сладкий сироп и цианистый калий / гипсовый лед золотая вода  / все что когда-то мы в жизни искали». В самой этой готовности — поддаваться мелодическому порыву и сращивать множество жизненных проявлений, в том числе отдаленных друг от друга — нет особого секрета, такой подход практикуем, но то, что представленные стихи при этом имеют твердую ось, опирающуюся на классическую и современную литературу, не расплываются, не расщепляются, а остаются совершенно открытыми для читателя, окаймленные сегодняшним культурным многоголосьем, — это уже показатель: «словно под сердцем проснулась трава / словно хрустальную чашу разбили / это поэзия это слова / так ли уж важно твои ли мои ли».

Анна Маркина. Звук не обманет (вступление к публикации поэта в электронном журнале «Формаслов», 15 мая, 2021)

 

В случае со стихами Елены Севрюгиной конкретная особенность заключается в отсутствии сходных черт. Художественный мир каждого стихотворения не просто индивидуален — он практически не имеет пересечений с прочими. То есть произведения фонетически, лексически, стилистически и идейно разнообразны. Одно стихотворение по сравнению с другим имеет качественные отличия на всех структурных уровнях текста (если говорить об уровневом делении М. Л. Гаспарова, которое применялось им для анализа лирики, и потому будет здесь актуально).

Анна Нуждина. Коллекция обёрток. Лингвистический анализ некоторых журнальных публикаций Елены Севрюгиной (статья в электронном журнале «Гостиная», дата не указана)

 


 

Стихотворение № 2

 

* * *

Невыносима и коротка
апрельская речь листка,
ворона на мусорном баке скачет
туда-сюда,
муж заводит мотор,
едем на кладбище, а дальше ужин,
будем говорить, как если бы те еще были,
кого обещали не забывать,
не забывать — самое трудное на земле,
потому вспоминаем,
стараемся.

 


 

Автор стихотворения «Невыносима и коротка…» — Мария Затонская

 

Что можно почитать прямо сейчас:

Стихи (публикация в журнале «Нева», номер 1, 2020)

Только я и свет. Стихи (публикация в журнале «Интерпоэзия», номер 3, 2020)

 

Публикации на «Текстуре»:

Второе-седьмой-девяносто первый. Стихи (06 апреля, 2019)

 

У автора вышли книги:

Дом с птицами. — М.: Издательство «Эксмо», 2020

 

Что о Марии Затонской пишут критики:

Тексты Марии Затонской — тексты пограничья между субъектностью и телесностью, в которых жизнь спокойно, как должное, перетекает в смерть, тексты, фиксирующие саму хрупкость жизни и тем самым акцентирующие её непреложную ценность. Телесность в моделируемом автором мире отступает, терпит поражение — отсюда внимание к старости, болезни, речь об утере близкого и проч. — но вступает в свои права память. Здесь сильны семейные связи и семейная память и вообще идея родства как таковая, родства по крови и по присутствию в жизни. Затонская тонко выписывает малейшие нюансы отношений между субъектом и родственным другим. Иногда приёмы Затонской заставляют вспомнить Елену Фанайлову, но в целом перед нами уже сложившаяся поэтика.

Юлия Подлубнова. Полёт разборов. Серия 46, ч. 1 // Мария Затонская (публикация в электронном журнале «Формаслов», 01 ноября, 2019)

 

Умение держать лирическую дистанцию от самодавлеющей социальной среды — необходимое условие насыщенной внутренней поэтической жизни Марии Затонской. Звуковая полифоничность, интонационная выразительность, а главное — абсолютная внутренняя свобода позволяет Затонской воплотить в просодии все сложности, незаметные трагедии, и все нелепости современного мира.

Дворовые события, обычная бытовуха в ее воплощении — с тщательной прописью деталей при первом прочтении кажутся фантасмагорическим вымыслом. Вынужденное звукоподражание безмолвности пятиэтажной среды обитания, воплощается в стихах Затонской во вселенские события буквально на пустом месте. 

Сергей Алиханов. Мария Затонская: «Может быть, эти глухие места — мной оживленная пустота?» (публикация на сайте газеты «Новые Известия», 18 июля, 2020) 

 


 

[yop_poll id=»10″]

 

А это вы читали?

Leave a Comment