Обзор литературной периодики (февраль – начало марта 2019)

Ольга Девш

Родилась в 1982 году в городе Дружковке (Донецкая обл., Украина). Закончила журфак. Четвертьфиналист конкурса современной новеллы «СерНа — 6» (2018), лонг-листер русско-английского конкурса имени В. Набокова (2018).

Публиковалась в литературных журналах «Лиterraтура», «Литосфера», «Мастерская писателей», в памятном издании, приуроченном к 150-летию со дня рождения М. Горького, — собрании сочинений современных писателей «Литературный фонд».

В 2018 году в системе «ЛитРес: Самиздат» вышли малый сборник рассказов «Непарное одиночество» и сборник стихов «Неопасные тексты».


 

Обзор литературной периодики (февраль – начало марта 2019)

 

Февраль для «Урала» оказался весьма насыщенным событиями. В музее «Литературная жизнь Урала XX века» 7 февраля редколлегия объявила лауреатов литературной премии журнала за 2018 год. Ими стали: Анастасия Журавлёва с подборкой стихов «Вернуться с неба»; Борис Телков (за роман «В ночь звездопада»); Леонид Павлов (за ретроспективную статью «Снежный ком, обращённый в горошину…» о загадках повести и киноповести «А зори здесь тихие…»); Алексей Лисаченко (за цикл понятных из названия миниатюр «Недетские сказки»).

Владимир Бабенко

Если же говорить о содержании самого «Урала», то «достать журнал и плакать!», как остроумно выразился Андрей Ильенков в развёрнутом анонсе номера. Особенно, по-видимому, над пьесой «Калеки» Владимира Бабенко: хотя это комедия, в одном действии которой не очень милые люди оправдывают свою несимпатичность инвалидностью. На слезу дня и повесть Александра Козлова «Ясень», дающая своему герою, смертельно больному человеку, что-то более важное, чем жизнь и/или смерть, а значит, читатель должен то же самое заметить.  В рубрике «Книжная полка» достаточно рецензий, и одна из них, текст Станислава Секретова, на роман Евгения Водолазкина «Брисбен».

На сегодня свежим «Носорогом», если верить сайту, считается ещё полностью зимний зверь (№ 10, зима 2018). С абсолютно обмороженным мужиком на обложке. Нетривиальный символизм будоражит. Как и поэтическая лесенка Полины Андрукович в подборке «Этого ангела, этой дороги», открывающей номер. Прочёл и задумался, потому что

 

и тогда приходят стихи,
и свидетельствуют, как могут,
против нас…

 

В захватившей два берега январь-февраль «Волге» проза представлена сбалансированнее, чем поэзия, где явное качественное преобладание подборок Феликса Чечика и Андрея Пермякова. Впрочем, округлять не совсем корректно, так как относить опубликованные в журнале произведения Григория Стариковского и Кати Капович к «сермяжной» прозе нельзя, на мой взгляд. И Стариковский, и Капович не заглушают поэтический движок ни в повести, ни в рассказах. Текстообразование происходит в гармонии с преимуществом поэзии, что, вероятно, и объясняет легкость прозаического слога, зримость и ритмичность повествования. Также заслуживает внимания нон-фикшн Вадима Ярмолинца, восстанавливающий семейную биографию хорошо известного в начале ХХ века, но не забытого лишь благодаря находчивости героя повести Валентина Катаева, писателя А. М. Федорова.

Сергей Шестаков

«Новый мир» радует подборкой стихотворений Сергея Шестакова, не часто балующего читателя публикациями. Уже с названия «В пеленальной сорочке букв» начинается путешествие по миру, который мягок, звучащий мотив меланхолично-нежен, но связь смысловой волны крепка, как непрерывная азбука Морзе, от долгого вслушивания превращенная в мелодию. Также ценителей поэзии не оставят равнодушными ранние стихи Льюиса Кэрролла в разделе «Новые переводы». А вот к отзеркаленной классике отсылает рассказ Тимура Максютова «Love is», напоминая и про уловку «Свет мой зеркальце, скажи…», и про алчность Дориана, которые ни разу не о любви. Но авторское стремление обновить сказку сказок не лишает текст известной доли обаятельности. Чего недостаточно Ирине Светловой, подготовившей погруженный в анамнез обзор, а скорее рецензию, мини-сериала «Патрик Мелроуз» (2018, 5 эпизодов, реж. Эдвард Брегер). Тема насилия в семье главного героя (как и сама социально-нравственная проблема) требует глубокого и ответственного рассмотрения, она востребована, и обозреватель хорошо это понимает. Сподвигнуть не только поклонников Бенедикта Камбербэтча (он в роли Патрика) посмотреть этот фильм Светловой, думаю, удалось. Если, конечно, интересна рефлексия и отличная актёрская игра.

Алексей Сальников

В «Литературной газете» традиционно всего много, разносолы. Но неожиданно в новой рубрике «Оригинал-макет» (№ 7 (6679) (20-02-2019) пришёлся по душе фрагмент из недавно вышедшего в «Редакции Елены Шубиной» романа Алексея Сальникова «Опосредованно». Свежая книга родителя нашумевших «Петровых» хоть и получила выговор от их «крёстной мамы» Галины Юзефович, но по инерции пока держится на плаву. А вырезки из наиярчайших новинок книгопрома «ЛГ» теперь будет показывать регулярно. Что же относительно фрагмента «Опосредованно», то аккуратнее с названием надо бы. Так оговорится кто-то или недослышит и пошло-поехало эхом: «О посредственность». Вот у «Петровых» заглавие стало просто-таки заклинанием все вокруг книжки ходили и грипповали дружно, хотя непонятно, откуда такая высокая температура и мощная патогенность.

Февральский номер «Кольца А» по большей части отчётный: львиная доля, кроме поэзии, — работы авторов-участников Совещания молодых писателей СП Москвы 2018 года, состоявшееся в рамках проекта Фонда президентских грантов «Путь в литературу». В прозе и критике семинаристы подают надежды активнее. Запомнился хлёсткий репортаж-рецензия Анны Жучковой об итогах десятого сезона премии «Нос».           

Валентина Полухина

На сайте «Этажей» эксклюзив: интервью со специалистом по творчеству Бродского, литературоведом Валентиной Полухиной. Именно она написала обширную монографию Joseph Brodsky: A Poet for Our Time на основе своей докторской диссертации о тропах в поэзии Иосифа Бродского, сделала серию бесед с его друзьями, коллегами, современниками и собрала из них несколько книг, имевших большой успех, особенно в России. Интервью походит на продолжительный монолог, изредка прерываемый направляющими вопросами, и насыщено интересными подробностями и фактами из жизни поэта и общения Полухиной с гением.

Февральская «Звезда» посвящена шведской культуре. Тематический номер представил подборку-срез произведений, взятых из национальной литературы Швеции. Конечно, она намного шире в историческом и национально-культурном контексте. Осуществлена любопытная и, на мой взгляд, удачная попытка представить российскому читателю наиболее ярких, заметных в мировом литературном кругу и одновременно типичных шведских авторов. Кого навскидку назовём, кроме Астрид Линдгрен? Например, Кристину Лугн, одного из самых популярных шведских поэтов, или Тумаса Транстрёмера, лауреата Нобелевской премии по литературе (2011). Авторов более чем достаточно, чтобы впечатлиться многоголосьем такой аутентичной европейской прозы и поэзии.

А это вы читали?

Leave a Comment