Статья Владимира Буева. Мушкетёры: очередное кино «по мотивам»

Владимир Буев много лет является президентом Национального института системных исследований проблем предпринимательства и группы компаний НИСИПП. В качестве эксперта в сфере экономического развития и предпринимательства неоднократно выступал в федеральных электронных и печатных СМИ. В роли пародиста и под своим именем выступать начал в этом году. Ранее под псевдонимом делал попытки писать ироническую и сатирическую прозу на темы истории античного Рима.


 

Мушкетёры: очередное кино «по мотивам»

 

Вспомнил детство, посмотрев экранизацию знаменитого романа французского писателя XIX века Александра Дюма «Три мушкетёра». Целых четыре страны приложили свою руку (или каждая сразу обе) к производству нового фильма: Франция, Германия, Испания и Бельгия. 

Это второй фильм из киносерии французского же режиссера Мартена Бурбулона, вышедший в широкий прокат на экраны российских кинотеатров. С момента показа первой части прошёл почти год (апрель 2023 года). В общем, пока в наличии две «серии» — это кинодилогия. Будущее всегда туманно. А вдруг и трилогия сложится? А потом… как показывают новейшие времена, нет предела совершенству.

В наших афишах фильм значится как исторический, что более чем забавно.

Название нынешней кинокартины близко к оригиналу, но не повторяет его: «Три мушкетера: миледи». Совсем недавно множество рецензентов и «простого люда» ругали нашумевший фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита»: дескать, сильно далёк он… нет, не от народа, а от оригинального текста Булгакова (хотя Локшин изначально заявил, что его экранизация — не простой перевод письменного текста в киноязык, а видеотекст «по мотивам»). К народу фильм Локшина оказался как раз невероятно близок — продолжает делать бешеные кассовые сборы (на данный момент приближаются к 2,5 млрд рублей).

 Но в «Трёх мушкетерах…» Бурбулона «мотивы» намного/несравнимо круче локшинских изысков (пусть с точки зрения сопоставлений французская кинокартина является более «низким» жанром, нежели локшинская). Да-да, «мотивы» локшинского «Мастера и Маргариты» с бурбулонскими рядом не стояли. Ругайте меня за такие параллели/сопоставления. 

…Итак, Констанция Бонасье, согласно режиссерской задумке и сценарию (написанному Матьё Делапортом и Александром де ла Пательером), становится свидетельницей заговора против короля. Во главе заговора стоит Гастон де Франс, младший брат монарха (и по совместительству, понятное дело, изменник родины, а значит, и враг народа и остального человечества). Констанции, узнавшей тайны не по своему статусному рангу и уму, грозит участь тихо сгинуть в небытии (её ещё в прошлой серии похищают агенты Гастона). Но в нынешней серии вдруг выясняется, что киношная миледи… спасает Констанцию от неминуемой смерти и передает её в руки кардинала Ришелье. Кардинал в свою очередь для сохранности перепасовывает любимицу/любовницу д’Артаньяна французской королеве Анне Австрийской, которая прячет её… за Ла-Маншем в Англии у герцога Бекингема. Короче, по рукам пошла Бонасье (но не в том смысле, в каком могли подумать читатели моего опуса, прочитав предыдущее предложение; в хорошем смысле! в хорошем! спасать ведь надо девушку подальше от берегов Франции!)

Далее миледи, выполняя поручение Ришелье, направляется в Туманный Альбион, чтобы убить Бекингема (тут уже речь о делах политических и геополитических). Миледи делает попытку лично заколоть герцога кинжалом, но неудачно. Бекингем ловок, а потому остаётся жив и в отместку приказывает казнить миледи, до утра запирая её в «камере». И тут благодарная Констанция жертвует собой ради своей былой спасительницы (подменяя миледи в «месте заточения и давая ей возможность переодеться в своё платье и бежать). 

Однако в фильме имеется не только «отсебятина» (или же творческие находки — тут кто как воспримет и оценит) режиссёра и сценариста, но и сходство «мотивов от Бурбулона» с первоисточником «от Дюма» — Констанция в конечном итоге всё-таки погибает. Правда, не от яда и не от рук миледи, а на виселице вместо милели и как миледи (хотя в голос уверяет ведущих её на казнь, что она «не такая»). Но и тут есть нюанс: после того, как женщина немного поболталась на виселице и верёвку с её горла срезали, она ненадолго оживает, чтобы успеть переговорить с д’Артаньяном о вечной любви, и только потом уходит на радугу окончательно и бесповоротно (в этой «серии», конечно, а будущее неведомо; пока что мы видели кинодилогию).

И миледи не выживает: за ней устроена погоня. Её настигают. И после длительной схватки с д’Артаньяном на шпагах и врукопашную в пылающем (но почему-то без дыма) доме, миледи тоже погибает в огне под рухнувшими обломками здания (д’Артаньяна успевают спасти его вовремя поспевшие к шапочному разбору друзья-мушкетёры). 

Лихо накручено? Дюма рядом не стояло.

Короче, все умерли… ну, имеется в виду, что все/обе главные героини (все главные герои-мужчины при этом остаются живы — такое вот гендерное неравенство). Впрочем, если быть до конца откровенным и логичным, когда-нибудь мы все умрём, включая героев-мужчин французского кинофильма. Имеются в виду актёры, ибо персонажи, которых они изображают давно ином мире: кто-то на радуге (в раю), а кто-то под землёй в геенне огненной.

 

* * *

Впрочем, в случае дальнейшего продолжения киносъёмок не будет большого удивления, если: 

  • и миледи счастливым образом выживет/оживёт и порадует зрителя новыми каверзами/пакостями и любовными страстями;
  • и Констанция Бонасье спустится из рая на грешную землю (или поднимется из ада) с категорическим требованием продолжения банкета (фантазии у режиссера и сценариста, судя по всему, буйные).

Понятно, что всё это действо происходит на фоне политической и вооруженной борьбы того времени между католиками и гугенотами (последние, известное дело, засели в Ла-Рошели). Осада города, его штурм, неожиданная тайная ночная высадка королевского/мушкетёрского «десанта» внутрь города, чтобы оттуда расстрелять английский флот, отрезав таким образом Ла-Рошель от любого внешнего снабжения и подкрепления, ну и «всё такое прочее» — в общем, всё это в фильме есть. Всё, как положено: много оружейной и пушечной стрельбы/пальбы, драк и крови.

Любовь (в разных своих ипостасях), крепкая мужская дружба, верность, коварство, предательство, схватки, война, смерть — эти извечные темы присутствуют в фильме в больших, а порой и в гиперболизированных/гипертрофированных количествах.

 

* * *

Что ещё сказать об экранизации? Операторская работа хороша. Спецэффекты впечатляют. Сюжет динамичен, пусть и «по-мотивам-по-мотивам-по-мотивам» (можно повторить ещё несколько раз). Игра актеров не ровная, но в целом профессиональна (хотя без полёта в небеса, а уж тем более в космос). Иногда, как Станиславский, хочется воскликнуть: «Не верю!», иногда поморщиться или улыбнуться, но иногда в противовес известной фразе театрального мэтра вслух произнести: «Верю! Верю!» (целых два раза, при желании можно и три, но ни в коем случае не четыре, а уж тем паче не пять).

Главного героя фильма д’Артаньяна сыграл французский актёр Франсуа Сивиль, обладатель премии Каннского кинофестиваля-2019 «Открытие года». Сыграл неплохо, но мог бы лучше, ибо нет предела совершенству.

Ева Грин хороша и сама по себе, и в роли миледи (особенно в образе соблазнительницы д’Артаньяна). Актриса стала известна мировому зрителю после того, как в предыдущих фильмах сыграла две роли: королевы Иерусалима Сибиллы в эпосе «Царствие небесное» (режиссёр Ридли Скотт) и напарницы Джеймса Бонда в боевике «Казино Рояль» (режиссёр Мартин Кэмпбелл). Ролей у актрисы, разумеется, было намного больше, но эти две её прославили.

В рецензируемом фильме Атос имеет от миледи сына, которого она в финале у него похищает (Атос, кстати, по версии Бурбулона, не догадывается, что его жена жива и что она теперь миледи, и только догадливый д’Артаньян открывает другу на этот факт глаза).

Может, многие не согласятся, но, на мой взгляд, бурбулонский Атос (которого играет актер Венсан Кассель, известный также тем, что раньше в своей реальной жизни имел в жёнах знаменитую актрису Монику Беллуччи, но потом в качестве супруги обзавелся малоизвестной моделью) внешне очень сильно напоминает «нашего отечественного» д’Артаньяна (некогда сыгранного Михаилом Боярским).

Франко-алжирская киноактриса Лина Кудри в роли Констанции свежа, обаятельна и привлекательна, но, как известно всем ещё с советских времён, «самая обаятельная и привлекательная» в мире не она, а Ирина Муравьева, пусть весь мир об этом и не в курсе (тут все вместе улыбнёмся). Кроме того, и роль свою Лина Кудри в рецензируемом фильме играет довольно средне. Впрочем, наша Ирина Алферова в советской экранизации «Трёх мушкетёров…» была не лучше, хотя внешне намного симпатичней.

В герцоге Бекингеме (его сыграл актёр Джейкоб Форчун Ллойд) многовато пафоса и театральности. Впрочем, в наших «Трёх мушкетерах» Алексей Кузнецов тоже палку в этом смысле перегнул.

Актёр Ромен Дюрис в роли Арамиса — так себе. Особенно если сравнивать с тем, как великолепно сыграл когда-то эту роль в российской экранизации «Трёх мушкётеров» Игорь Старыгин.

Пио Мармай в роли Портоса великолепен.

Луи Гаррель в роли французского короля почти никакой (хотя за спиной у актёра огромная фильмография, десятки сыгранных ролей; больше, чем у всех или «почти у всех» остальных занятых в этом фильме актёров). Главное для монарха оказалось держать строгое/непроницаемое лицо. Может, именно так режиссёром и задумывалось.

Не смог обойтись сюжет фильма и без доброго/положительного во всех смыслах негра по имени Ганнибал (его сыграл Ральф Амуссу), приближенного к французскому королю. Так сказать, в целях соблюдения в европейском киноискусстве принципа мультикультурализма, толерантности и политкорректности. Однако геев или лесбиянок в фильме чудесным образом не оказалось. То ли отступление самими западными «супостатами» от ими же провозглашённых принципов (в этом месте улыбаемся), то ли у нас в целях ещё большего укрепления скреп и традиционных ценностей все излишества в фильме порезали (пишу и сам не верю в это, ибо нет у нас цензуры) — и в этом месте тоже обязательно надо по-доброму улыбнуться.

…Уверен, детям фильм понравится. Я вот тоже посмотрел с удовольствием. Не зря говорят: старый — что малый (вот и в финале давайте все вместе улыбнёмся).

 

А это вы читали?