Ольга Бухина
По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой — друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!». Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон) — книга Мег Розофф «Как я теперь живу».
Обзор новинок детской литературы от 14 августа 2019 года
Смерти нет — это всем известно…
Анна Ахматова «Поэма без героя»
Есть вечные темы, которые волнуют подростков, и из них важнейшая — взаимоотношения между жизнью и смертью. Говорить об этом с подростками чрезвычайно трудно, но совершенно необходимо. Пока в современной русскоязычной литературе это случается довольно редко, ещё не выработан адекватный язык такого разговора, он обычно лучше получается в литературе скандинавской. Тем не менее, всё больше и больше русскоязычных книг пытаются начать этот разговор.
Когда очень не хочется видеть, что творится вокруг тебя, можно натянуть козырёк бейсболки на самый нос и смотреть только под ноги. Или задрать голову и увидеть высоченную крышу — ту, что зовёт, решает все проблемы. Прыгни и всё, и не надо мучиться, когда отец бьет мать, а та делает вид, что ничего не происходит. В повести Аделии Амраевой «Я хочу жить» («Аквилегия-М», 2018) перед каждым героем, мальчиком Ратмиром в этой самой бейсболке, девочкой Саидой, мечтающей вопреки всему стать певицей, мальчиком Сашкой, которого вынуждают воровать родители-алкоголики, перед каждым из них маячит эта тень — можно уйти, можно решить все проблемы разом. Но это только пока они пытаются справиться со своими проблемами в одиночку. Когда они видят других людей, что-то меняется: «Ратмиру стало стыдно. Он вдруг понял, что не у него одного проблемы. И что проблемы — они разные бывают, разной степени тяжести…» Конфликты в семье, насмешки в школе, всего хватает. А тут еще в жизни Ратмира и Саиды появляется Иво, мальчик из прошлого, тот, кто много-много лет назад не нашел никакого выхода из создавшегося положения, кроме самоубийства. И Ратмир, и Саида долго не понимают, почему он говорит, что может им помочь. Чем он может им помочь? И чем они могут помочь самим себе и друг другу?
Страшнее самоубийства одного человека может быть только самоубийственная война всех со всеми. О войнах, реальных или вымышленных, написано немало книг, наверно, на всех языках мира. В книге Светланы и Николая Пономаревых «Город без войны» («КомпасГид», 2019) война ведётся даже не между странами, а между городами, о которых мы мало что знаем. Знаем только, что война кровопролитна, а военная карьера почётна. Сашка, которого выгнали из престижного военного училища — его друг оказался перебежчиком — прибивается к штурмовикам, отрядам охраны, которые тоже не вполне понятно кого и от кого охраняют. В этом страшном мире, где каждый каждому враг, всё ещё наивному, верящему в справедливость и мудрое правление Главы Города Сашке приходится очень туго, он сам не знает, против кого и за кого воюет. Из последних сил, всё ещё веря во внушенные ему благородные идеалы, он пытается помогать другим. Но кто поможет ему? Все, что он знает о жизни, это город, в котором никогда не кончается война. «Неужели где-то есть невоюющий город, нормальная мирная жизнь? А что такое мирная жизнь?»
Но и даже посреди совершенно мирного существования оказывается, что дети в буквальном смысле оказываются выброшенными на обочину жизни. Повесть «Обратно он не придет» Екатерины Мурашовой появилась ещё в начале девяностых и теперь переиздана в новом издательстве «Волчок» (2019). У Оли хватает своих маленьких неприятностей, новая школа, новая жизнь, развод родителей. Вот она и бродит по вечерам в «полосе отчуждения» питерского «Московского вокзала», где, оказывается, есть своя жизнь — жизнь бездомных мальчишек. Васька — он постарше, и Жека, совсем еще маленький, сбежали из интерната. И не то чтобы их там особенно обижали, просто там «бес-человечность! Это когда есть еда, одежда и всякое другое, но нет — человека. И не только вокруг, но и в тебе самом его никто не видит». Ольга пытается помочь всем, чем может, приносит еду, лекарства, читает маленькому Жеке сказки, показывает ему знаменитых питерских атлантов. Вопрос остается открытым — может ли один человек помочь тем, кому отказывается помогать общество в целом? Да, с начала девяностых годов многое изменилось. Но достаточно ли изменилось? По-прежнему получается, что эти дети — в Алматы ли, в неизвестном, насквозь военизированном городе, в Санкт-Петербурге — помогают друг другу, потому что никто другой им помочь не может (или не хочет).