Андрей Хамхидько
Родился в 1977 году в Старом Осколе. Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Интеллектуальные системы управления динамическими процессами». Член Союза писателей Москвы. Главным пунктом своей творческой биографии считает авторство текстов песен некоммерческой рок-группы «ХИ-квадрат». Живёт и работает в Москве.
Ведущий рубрики — Мария Попова
Мой Космос
(про краник)
Ну конечно, я поехал не в ту сторону. Двести грамм очень к этому располагают. Поехал не в ту сторону и вышел не сразу — всё надеялся: показалось… или — кольцевая. Нет, не показалось. И не кольцевая.
А люди всё какие-то мрачные вокруг, злые какие-то. Вошла дама неясных лет в шляпке. Прошла пол вагона, остановилась.
— Молодой человек, почему вы не выходите?
Во даёт!
— Потому что это не моя станция — вот почему, — говорю, а сам вижу уже, что никакая это не дама, а полицейский толкает меня:
— Ты чё, пьяный что ли? Конечная. Быстро вставай, а то…
Полицейский задумался.
Не был он похож на полицейского, на композитора Генделя — вот на кого он был похож. Кажется, он меня вывел и посадил на встречный поезд, хотя я уже окончательно проснулся и сам понимал куда мне надо.
Помню, в детстве я очень долго умывался. Намыливал руки, сжимал ладони, разводил их, оставляя соединёнными кончики указательных и больших пальцев. Получалось кольцо, в котором дрожала мыльная плёнка. Чудесная плёнка! С фантастическими радужными разводами, отражением плафона, похожим на космический корабль. Это всё меня очень радовало. Мне представлялись безграничные просторы Вселенной, кое-где звёзды, музыка из программы «Очевидное-невероятное» с академиком Капицей.
Потом приходила мама и говорила:
— Ёлки зелёные! Ты ещё не умылся? Чай остыл уже.
Плёнка с космическим плафоном и академиком Капицей лопалась, и оставались только пальцы, от воды сморщившиеся, хотелось спать, не хотелось в детский сад, где всё время манная каша и аппликация.
Однажды мама пришла с «Педагогической Поэмой» под мышкой, заглянула мне через плечо, увидела мой космос, погладила по голове и спросила, кем я хочу быть.
Я ответил сразу, потому что давно уже решил:
— Краником.
— Каким краником, сыночек?
— Вот этим, — я повернул ручку крана, и вода стала теплее, — он такой… такоё…- тогдашнему мне не хватило слов, — он… в нём… Мама, пойдём пить чай.
— Но… краником нельзя быть, сынок, — он неживой. В крайнем случае, можно кошкой или муравьём. А ты — человек. И это здорово — человек всё умеет, всё ему подвластно…
— Но ведь он ЕСТЬ. Значит, им можно БЫТЬ, — тогдашний я открыл самое, пожалуй, главное, что только мог открыть человек, пьющий чай перед вечностью аппликации и манной каши.
— Бабуль, где мне выйти? — спросил я у старушки, сидевшей напротив.
— А где хошь, касатик, там и выходи.
— Спасибо, бабуль.
— А не за что. За что ж спасибо-то?
А на улице холодно.
Мальчишки играют в футбол. Дрожат от холода, но играют.
— Дрожите же, — говорю, — чего домой не идёте?
— Спартаковская погода, — отвечает вратарь, стуча зубами, — тренируемся.
— Да-да, тренируетесь, — вставила прогуливающаяся тут же сильно закутанная девочка с пластмассовым совком, — Васька до воспаления лёгких дотренировался уже.
Однажды я шёл ночью по шоссе. С двух сторон лес. Луна где-то в облаках. Кажется — один в целом свете. И вдруг. За, а точнее — над лесом, справа — Видение Стены. Огромной, необъяснимо белой, чуть изогнутой вдоль шоссе. Гладкой, уходящей вверх насколько только могло привидеться.
Я подумал было, что это, наверное, мелькомбинат какой-нибудь.
Просто ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ мелькомбинат, размеры которого НЕСКОЛЬКО преувеличены игрой лунного света.
Но прежде, чем всплыло это нелепое, необходимое мне, сыну XX века, объяснение, я видел ЧУДО. И я был восхищён и раздавлен. Через двести шагов я убедился — за лесом ничего — никакой стены — не было.
А потом я встретил Абсолютова. И я сказал ему:
— Абсолютов, однажды мне приснилась Стена.
А он мне ответил:
— А мне сегодня приснился Мао. Китаец такой.
Приложение «Макаренковской поэзии» потерпело в моём случае сокрушительное поражение.
Первой оценкой, которую я получил в школе, была «тройка» по поведению.
Молоденькая, пришедшая в школу и взявшаяся за наш класс сразу после пединститута, учительница — хрупкая, на шпильках, с затянутыми в пучок волосами, раскрыла дрожащими руками мой дневник, щёлкнула ручкой и принялась невероятно красиво писать — мои родители почерк дольше обсуждали, чем написанное. Написала:
«На перемене прыгал с гаражей. Опоздал на урок». Подумала, добавила: «Поведение — 3». И говорит:
— Надо бы тебе «двойку» поставить, но на первый раз ограничусь полумерой. Родители — инженеры. Макаренко, наверное, читают.
Я встретил её через десять лет в троллейбусе.
— Передайте, — говорю, — талончик.
— Надо же! — закричала она на весь троллейбус, — я ведь тебе тройку поставила — первую в своей жизни оценку, как же ты медаль-то получил? (Она назвала меня по фамилии). Золотую! — Кем быть-то хочешь?
— Краником, — говорю. И не могу понять — почему — краником…