Обзор: литературные публикации (конец декабря – начало января)

Юлия Подлубнова

Историк литературы, литературный критик, поэт. Зав. музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент кафедры издательского дела Уральского федерального университета. Публиковалась в журналах «Урал», «Знамя», «Октябрь» и др.


 

Обзор литературной периодики (конец декабря – начало января)

 

Литературный год закончился, пора подводить итоги. Пока толстяки завязаны на редакционно-издательские процессы, мобильные литературные площадки успешно попрощались с нелихим, но сумбурным 2017-м. Так, Colta.ru предложила версии итогов от Полины Барсковой, Льва Оборина, Игоря Вишневецкого,  Евгении Вежлян, Валерия Шубинского, Александра Скидана, Андрея Василевского, Алексея Цветкова и Анны Наринской. В предложенном материале интересны даже не списки мастрида, среди которого предсказуемо лидирует «Памяти памяти» Марии Степановой, а неожиданно общая рецепция литературно-издательского процесса.  Александр Скидан: «Ни одну другую книгу, будь то фикшен или нон-фикшен, я, признаться, не смог или не имел возможности дочитать до конца. До иных руки просто не доходили. Такое урывочное, по диагонали, с обилием лакун и зияний чтение, по-видимому, становится в наше время нормой». Андрей Василевский: «Скорость, с которой новые книги сменяют друг друга и тут же (через полгода-год) выпадают из сферы актуального чтения, удручает и утомляет». Евгения Вежлян: «Никакой «литературы» как того целого, которое имеет ту или иную подлежащую осмыслению конфигурацию, больше не существует. Есть книги. Отдельные. Захватывающе интересные. Важные. У каждой группы читателей свои».

 

Портал «Горький», как обычно, работает в жанре перечня, предлагая 19 декабря 10 книг 2017 года, которые не прочитал редактор портала Иван Мартов (среди них – «Воспоминания» Юрия Мамлеева, «Офлайн» Егора Летова и проч.), а 28-го декабря – уже расширенный список из 50 книг, на которые стоит обратить внимание (преобладает зарубежка и нонфикшн, хотя здесь не обошлось без «Заххока» Владимира Медведева и «Патриота» Андрея Рубанова).

 

Сайт «Прочтение» спросил редакторов, издателей, переводчиков и поэтов о самых важных событиях года. Василий Владимирский: «Книга года: …«Прыжок в длину» Ольги Славниковой, «Поэтика детектива» Петра Моисеева, «Вселенная Квентина Тарантино» Александра Павлова, «Кластер» Дмитрия Захарова…» Вадим Левенталь: «Автор года: Анна Козлова». Мария Галина: «Открытие года: Романы «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова и «Заххок» Владимира Медведева, отмеченные многими литературными обозревателями и критиками». Игорь Алюков: «Разочарование года: Мой традиционный ответ на этот вопрос: современная русская литература. Попытка полюбить что-то из неё, как и в прошлые годы, оказалась тщетной».

 

Свои итоги года, явленные как итоги чтения премиальных списков «Большой книги», предложил Александр Кузьменков в сетевом литературном журнале «Камертон». Критик привычно радикален: «Институт литературных премий в России скомпрометирован давно и безоговорочно. Потому упаси вас Бог воспринимать эти регалии всерьез. А двенадцатый сезон «Большой книги» был вообще невыносимо похож на клоунаду». О «Номахе» Ивана Малышева: «Если уж выбирать из всех большекнижных зол меньшее, то я остановился бы на повести Игоря Малышева. Это еще один эпос к октябрьскому юбилею – сравнительно неплохо сделанный, хоть и донельзя конъюнктурный». О «Неизвестности» Алексея Слаповского: «Смирново-слаповские хроники под завязку набиты та-аким историзмом, что Фоменко и Носовский выглядят второгодниками». «Верните брежние времена!» – нетрудно угадать о ком.

 

Борис Кутенков подводит обширные итоги 2017-го на сайте «Год литературы». Так, например, критиком года Кутенков называет Ольгу Балла, провалом года – очень точно – премию «Лицей», эффектом года – неожиданно – журнал «Воздух», изданием года – и тоже точно – Фейсбук, который, по словам Сергея Оробия, «просто-напросто отменил сразу несколько писателей — точнее, писательских стратегий». Среди поэтических публикаций критик выделяет стихи Дениса Новикова в «Лиterraтуре», Екатерины Перченковой и Ирины Перуновой – в «Знамени»,  Романа Тягунова в «Урале» и т. д. Среди прозаических – роман Бориса Клетинича «Моё частное бессмертие», опубликованный «Волгой».  В «оживление года» попал литературный портал Textura.club, куда – и это уже новость нового года – Борис Кутенков уходит сам и уводит обозревателей «Лиterraтуры».

 

Кстати, о  начинаниях Бориса Кутенкова. Стоит обратить внимание на его сотрудничество с «Учительской газетой» в качестве интервьюера – интервью со Львом Данилкиным и Александром Снегирёвым.  Александр Снегирёв: «Когда я пишу, мною руководит желание находить красоту и делиться ею. На редакторской должности я делаю то же самое».

 

Раз уж заговорили об интервью, придется вернуться на портал «Год литературы», ибо здесь опубликовано большое интервью с самым успешным книжным редактором и издателем художественной литературы Еленой Шубиной. «На самом деле я не чувствую себя публичным человеком и очень удивляюсь, когда меня вдруг узнают». Из жизни редактора: «Самая смешная история…  и одновременно страх божий — это когда ты редактируешь рукопись и на полях пишешь ремарки по поводу прочитанного для себя, а потом, забыв стереть, посылаешь автору. Дальше можно рассчитывать только на чувство юмора получателя». Об авторах «Дмитрий Быков до сих пор не может простить, что «Орфографию» мы не издали (в «Вагриусе») в двух томах…» Об издательстве АСТ: «Со мной пришли Захар Прилепин, Александр Кабаков, Михаил Шишкин, Владимир Шаров, Ольга Славникова, Павел Басинский, Игорь Сахновский, Александр Генис, Леонид Юзефович, начинающий тогда Сергей Шаргунов». О команде: «У меня действительно сложилась замечательная команда молодых редакторов. Это уже не ученики даже, а мои коллеги». О приметах: «Хорошая примета — послать издателю новый роман именно 31 декабря. «Лавр» Евгения Водолазкина и «Тайный год» Михаила Гиголашвили я получила именно 31 декабря». Финалочка: «Присылайте рукопись — а мы будем читать и обсуждать».

 

Еще пара интересных материалов в сети. Прекрасная рецензия Евгении Риц на роман Елены Чижовой «Китаист» – сайт Jewish.ru, 19 декабря.  ««Китаист» Елены Чижовой – роман идей, убедительная интеллектуальная конструкция. Авторский голос звучит еще сильнее, когда в зеркальную логику фантазий врывается подлинная историческая трагедия – блокада, война, геноцид». «Елена Чижова в очередной раз обращается к двум устоявшимся культурно-историческим уподоблениям. Первое – сталинский СССР зеркально подобен нацистской Германии, тоталитаризм равен фашизму. Второе – современная Россия, а именно она прообраз России «Китаиста», во многом напоминает СССР периода застоя из-за социальной стагнации, пропаганды в СМИ и общества потребления. Однако зеркальность эта не полная, точнее – зеркало кривовато. Полем различий оказывается язык, и в этом – оригинальность художественного решения Елены Чижовой». 2 января – рецензия Риц на книгу Дины Рубиной «Бабий ветер». «В книге «Бабий ветер» Дина Рубина верна себе, как и раньше, она писательница городов и писательница портретов – вереницу киевских чудаков сменяет череда не менее колоритных нью-йоркцев. Трагическое и трогательное здесь почти неразличимы, как в «еврейской» коммуналке…»

 

Журнал The Village и Роман Сенчин объявляют книгой недели рассказы Евгения Ройзмана «Икона и человек».  «В сборнике Евгения Ройзмана соседствуют и собственно рассказы, и явно дневниковые заметки, и байки, и откровенно интернетовские посты. И в данном случае вполне можно было обойтись без указания, к какому именно жанру относятся составившие книгу произведения. А можно было назвать их сюжеты».

 

Наверное, самым ярким журнальным материалом, оказавшимся недавно в сети, стало эссе Олега Юрьева «Поэт вспоминания», посвященное Евгению Рейну и опубликованное «Новым литературным обозрением» (№ 148). Юрьев любит своего героя, хотя и рисует иные портреты на грани карикатуры. «Рейн – городской деревенский поэт». «Бродский, напротив, менялся сильно. В ранней юности был ужасен, настоящий «графоман из ремеслухи», бегавший по чтениям молодых поэтов конца 1950-х годов и «с места» пристававший к выступающим с общественно-политическими претензиями, по сути дела не слишком отличавшимися от несколько более поздних претензий Якова Михайловича Лернера, отставника и ложного орденоносца, ко всяческим окололитературным трутням». «Вернёмся лучше к Рейну, боровшемуся, в отличие от Бродского, не за место в идеальной первой шеренге, а за реальное место в советской, реальной, нисколько не «неофициальной», а именно что самой что ни на есть «официальной» литературе». Эссе уже охотно ругают в социальных сетях. Но, по-моему, оно блестящее.

 

Напоследок хочу отметить предновогоднюю традицию в главном литературном СМИ Фейсбуке выкладывать подборки стихотворений, написанных за год (тоже делается в контексте подведения итогов).

 

Григорий Гелюта:

Слово моё не золото чтобы лежать в земле
Слово моё само справится без меня
Самолётик бумажный вычеркнутый пилот
Прочь его унесёт на белой своей спине
Пусть летит пусть своим чередом идёт
Птичка божия сказка страшная
Обо мне

 

Ия Кива:

слушай смотри как этот жестокий май
с воздуха атакует невидимая чешская армия
весь город усеян трупами грегоров замз
с беспомощно распахнутыми складками платья

А это вы читали?

Leave a Comment