Недетские детские писатели

Елена Тулушева — прозаик, публицист, член Союза Писателей России. Родилась Москве. Закончила Институт Психоанализа и Аналитической Психологии, Институт Психотерапии и Клинической Психологии, ВЛК Литературного Института им. Горького, магистратуру «Литературное Мастерство» НИУ ВШЭ. Училась и работала во Франции и США. Автор 3-х книг рассказов. Лауреат премий «Радуга», «Югра», «Звезда», «Прохоровское поле», премии им. Лескова и др. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Наш Современник», «Юность», «Нижний Новгород» и др. российских и зарубежных литературных изданиях. Рассказы переведены на арабский, белорусский, болгарский, венгерский, итальянский, немецкий, китайский и др. языки.


 

Недетские детские писатели

 

В 2020-ом году Всероссийское совещание молодых литераторов Союза писателей России в Химках было проведено в третий раз. Трехлетний кризис успешно преодолен, и, похоже, несмотря на регулярную критику со всех возможных сторон (от старших и младших, изнутри и снаружи, от патриотов и либералов), Семинары в Химках будут жить и развиваться дальше.

В этом году, помимо секций прозы, поэзии и критики, появился отдельный семинар детской литературы. Событие это заслуживает особого внимания. Если сегодня зайти в детский отдел книжного магазина, можно увидеть пару стеллажей детской классики, несколько стеллажей пособий по развитию ребенка, а из современного — либо переводную прозу, либо всего 2-3 полки уже известных отечественных авторов. В районных библиотеках современную детскую литературу отыскать в принципе невозможно.

При этом только через качественную детскую литературу мы можем вырастить интересующегося вдумчивого читателя. Гораздо легче привить любовь к чтению с юных лет, когда фантазия еще не ограничена банальными сценариями мультфильмов, когда вера в добро непоколебима, а любопытство — основная движущая сила.

Семинар для детских писателей мы вели вместе со специалистом по художественной и научно-популярной литературе для детей, руководителем семинара детской литературы в Литературном Институте им. Горького Александром Петровичем Торопцевым и его выпускницей, создателем и редактором сайта «Формаслов», поэтом Анной Маркиной.

Увы, возможности семинара были ограничены двумя днями, в связи с чем из всех кандидатов отобрали только 12 человек. Среди них как начинающие, еще нигде не публиковавшиеся авторы, так и лауреаты различных премий, выпустившие по несколько сборников стихов и прозы.

Семинар проходил не в классическом формате высказываний о подборке каждого участника по кругу, а в форме дебатов, дискуссий, заданий. Обсуждались задачи детской литературы, проблемы публикации, вопросы определения возрастной категории читателя и жанровых классификаций.

Было очень приятно, что участники семинара выполнили наши пожелания по тщательной подготовке письменных рецензий на каждую подборку, несмотря на большие объемы прозаических рукописей. Обсуждения текстов были полновесными, с конкретными примерами, конструктивными предложениями.

Основной задачей детского писателя Александр Торопцев назвал необходимость подняться на уровень детского незнания. Именно подняться, а не опуститься до разжевывания, заигрывания, примитивного общения с юным читателем. Можно ли написать стихи, которые пятилетний ребенок захочет читать сам? Легко ли создать повесть, которая увлечет подростков, но при этом пройдет цензуру и не будет пропагандировать насилие, секс, грубости.

К моему удивлению, детские писатели оказались вовсе не похожи на добродушных гномов или приторно-улыбчивых фей. Критиковать друг друга они могут вполне сурово и объективно. При этом тексты разбираются порой еще пристальнее, чем на семинарах взрослой литературы. Так, поэтические подборки жестко критиковались в случае использования слабых или однокоренных рифм, хотя таковые и встречались крайне редко. Как ни странно, обсуждались и вопросы избитости тем: про собак, море, динозавров. Оказывается, в детской литературе не обо всем «модно» писать, есть много «заезженных тем». На этом фоне выделялись стихотворения про Эрика Рыжего, выброшенный диван, луковицы на окне.

Бурные дебаты вызвала тема использования в стихах незнакомых ребенку слов. На мой взгляд, стихи ребенку дошкольного возраста все-таки должен читать родитель. Ведь основные силы шестилетка тратит на то, чтобы буквы сложились в слоги, а слоги соединились в слово, а на выразительность уже не остается ресурса. И здесь как раз роль взрослого — прочитать стихотворение так, чтобы оно рассмешило, захватило, убедило.

 

Я вчера натерпелся страха,
Просто чудом каким-то выжил,
Ведь за мною гналась черепаха,
Да не просто гналась — на лыжах…

(И. Бутенко)

 

Полагаю, что перед детской литературой также стоит задача расширять зону развития ребенка. Вставляя неизвестные слова, автор пробуждает любопытство, стремление к познанию. И для родителя лучшего повода рассказать что-то новое — не найти. Такая информация легче усвоится, ведь выученное слово вписывается в концепцию стихотворения.

 

…За кормой оставались фиорды,
Где разгулье весенних дождей,
Где любой из них, смелый и гордый,
Не ужился с тиранством вождей…

(П. Великжанин)

 

Общей проблемой всех подборок семинара стала непроясненная возрастная направленность. «Каков возраст читателя?» — этот вопрос задавался к каждому стихотворению, рассказу, повести. И спорили мы долго.

Так, повесть Полины Кузнецовой «Город вечного затишья» написана от лица пятилетнего ребенка. Но драма, которую этот ребенок рассказывает, совсем не предназначена для детских ушей. Очень сильная жесткая проза, рассчитанная, как минимум, на старший подростковый возраст, а лучше на выросшего читателя. Ведь именно к взрослым обращен основной посыл: вы, в своем горевании, бедах, проблемах — обернитесь, заметьте тех, кто тоже переживает и совсем не справляется. По структуре от «ребенка к взрослому» повесть напомнила мне «Калечину-малечину» Евгении Некрасовой, только без хэппи-энда.

Большие споры вызвала тема литературы фэнтэзи. Все ли можно объяснить фразой «я так придумал»? Относится ли фэнтэзи к художественной литературе и чем отличается от фантастики?  Куда отнести «Вино из одуванчиков» Брэдбери? Да и обязательно ли придумывать новые миры или можно писать о том, что есть в жизни у каждого ребенка, по-новому обыгрывая классические темы? Повесть Виктории Татур про двух мальчишек, проводящих вместе лето, возвращает нас к прекрасным традициям Гайдара, Носова, Драгунского. Один городской, другой деревенский, но разве это помеха для дружбы и новых приключений? Прекрасная добрая приключенческая проза.

С авангардом оказалось проще. Веселые рассказы Ксении Жуковой, отсылающие к традициям обэриутов, пришлись по вкусу всем участникам.

Работать с детписами было приятно: грамотные тексты, вдумчивые авторы, мудрые рекомендации друг другу. Хочется порадоваться, что Совещание в Химках обогатилось детским семинаром. Детская литература — отдельный мир, живущий своими задачами, фестивалями и премиями. Хорошо, когда у маленьких читателей в России есть заботливые взрослые.

Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!

 

А это вы читали?

Leave a Comment