Обзор литературных мероприятий: конец июля 2018 г.

Наталия Черных

Поэт, эссеист, прозаик. Живёт в Москве.

Автор поэтических книг «Камена» (Русский Гулливер», 2007), «Письма заложника» («АРГО-РИСК», 2012) и других. Автор романа «Неоконченная хроника перемещений одежды» («Эксмо», 2018).

Первая публикация – сентябрь 1993 года, газета «Русская мысль». Стихи, эссе о современной литературе и проза опубликованы в «Новом Мире», «Волге», «Знамени», «НЛО», во многих других бумажных и сетевых изданиях.

Сотрудничала с издательствами АСТ, ЭКСМО, «Русский Гулливер» и др.

Роман «Слабые сильные» («Волга, 2015, 3 и 4) вошел в лонг-лист «Большой книги».

Лауреат Филаретовской премии за лучшее стихотворение 2001 года.


 

Обзор литературных мероприятий: конец июля 2018 г.

 

Конец июля выдался действительно львиным. Три уникальных вечера, почти один за другим. Отличали их разная плотность слушателей, разные группы слушателей, хотя – что таиться – среда одна. Общее было в том, что у каждого был свой неповторимый драйв (или, по крайней мере, мне, утомлённой московской литжизнью, так показалось).

19 июля в библиотеке № 16 (Культурный центр милосердия и толерантности имени Феодора Ивановича Гааза на Пролетарской) состоялся вечер прозы и стихов. Надя Делаланд и Роман Михеенков, с поддержкой трепетной живой гитары Марины Носовой, представили слушателям довольно любопытное действо, похожее на спектакль, где два героя: мужчина и женщина, а третий как бы обволакивает их: музыка, голос, гитара.

День этот был примечателен невероятным по силе настоящим июльским ливнем. Можно было усмотреть в том, что ливень пришёл едва ли не к началу вечера, разрушение культурного кода («Июльский дождь» Марлена Хуциева) и выход его на свободу, в человеческое общение.

В этом мероприятии интересно переплелось всё: погода, время начала, день недели и имя Фёдора Гааза, подвижника милосердия, подлинного христианина, ратовавшего за облегчение судьбы заключённых и много для этого сделавшего. Биография сообщает, что хоронила Гааза вся Москва.

Слово «толерантность» во времена Гааза значило «привыкание к небольшим дозам яда». Как стратегию жизни подвижник это принять не мог, так как привыкание к яду мог позволить себе исследователь, но кормить малыми дозами яда заключённых Гааз не стал бы. Будем считать, что Центр занимается сложными проблемами современности.

Роман Михеенков, известный в мире СМИ деятель, к тому же и тонкий прозаик. Его небольшие, полные острого и тёплого юмора рассказы воспринимались на слух легко и оставляли послевкусие улыбки. Кажется, именно от него исходила идея сделать вечер похожим на экзотический танец. Мужчина вёл в танце ловко, провоцируя партнёршу показать темперамент, и в этом преуспел.

Надя Делаланд представляет Романа Михеенкова. Фото Марины Носовой

Надя Делаланд обладает очень тёплой, обволакивающей, домашней харизмой. Любое мероприятие, которое она проводит, приобретает уютность. Не помню, чтобы кто-то чувствовал себя неловко на вечере, который она организовала. Следуя идее, поданной партнёром (думаю, эта идея возникла спонтанно), поэтесса словно бы танцевала. Белокурые дрэды и туника с этническим узором для этого подошли идеально. Это был танец материнской любви. Мать то прячется, призывая ребенка найти её, то укрывает его своими объятиями, то отстраняется на время, то устремляется за отцом, то приносит ворох желанных подарков. Всё это было в стихах Нади Делаланд. Некоторые мне известны давно и опубликованы в сетевом альманахе «На середине мира».

Бард Марина Носова обрамляла вечер, она как бы держала обоих выступающих в ладонях, как река связывает острова. Говорила она немного, но очень чётко и искренно. Люди от искренности отвыкают быстро, и потому бывает неловко слушать искреннего человека. Мне, как собирающейся стареть женщине, было приятно попасть в атмосферу звуков и голоса, напомнившего о лучших фильмах Рязанова.

Однако основной музыкой, растущей из стихов Нади Делаланд и прозы Романа Михеенкова, был регги, и немного ска. Довольно частые, влажные ритмы приязни к тому, что окружает, даже к ливню по колено, изумление перед процессом творчества и радость о проснувшейся памяти. Со стены весь вечер на выступающих смотрел строгий профиль Гааза. Мне было приятно, что и он в зале, слушает стихи, музыку, прозу.

 

20 июля в библиотеке № 73 на Амурской, в рамках литературного клуба Николая Милешкина «Стихотворный бегемот» в Культурном центре им. Лихачёва, состоялся авторский вечер Инги Кузнецовой. Это автор весьма известный и очень бурно одарённый. На фоне чёрных бархатных кулис поэтесса в зелёном платье выглядела вагнеровской Царицей Ночи, как заметила Валерия Исмиева. И действительно, в выступлении автора были почти несовместимые нервность и торжественность. Узкая стать и голос, сквозь который прорывалась беззащитность. Для меня творчество этого автора представляет своебразный крест, и самое интересное, конечно, в центре. Помимо названных нервности (которая есть признак неординарной интуиции) и почти ахматовской пафосности (которая обозначает спокойное сознание своей силы), так сказать двух координат, стихам Инги Кузнецовой присущи текучесть и опора на культурные коды, что тоже вещи почти несовместимые.

Вечер шёл с какой-то школьной аккуратностью, к концу переросшей в некое подобие оперы, финальной части, где героиня поёт свою последнюю и самую лучшую арию. Это было строгое, вполне академическое мероприятие.

 

 

26 июля в студии Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд», в библиотеке имени Трифонова на Савёловской, прошёл вечер, посвящённый женской поэзии Серебряного века, в частности, творчеству Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Елены Гуро. На вечере присутствовали гости, члены литературного клуба «Поэзия», угнездившегося в музее Цветаевой.

Людмила Вязмитинова и Андрей Цуканов. Фото Елены Фроловой

Основой вечера послужило весьма давнее сообщение Людмилы Вязмитиновой об особенностях поэтического творчества женщин. Эта тема давно её занимает. Рассказ о любимых авторах сопровождался видеоматериалами, но лучше бы этого не было. Хотя, расслабившись, можно послушать и плохое чтение хороших стихов. С другой стороны, ютуб предлагает, организаторы выбирают.

Студийцы «Поэзии» приняли довольно активное и эмоциональное участие в обсуждении темы. Оппоненты из «Личного взгляда» отбивались умело и наконец победили. Блестящий, короткий и точный экскурс в творчество женщин-авангардисток, сделанный Валерией Исмиевой, убедил бы кого угодно.

Несмотря на многочисленные, на мой глаз, недостатки, всё же приятно, что Людмила так увлечённо и последовательно занимается исследованием гендерной темы в поэзии.

 

27 июля в библиотеке на Амурской выступил Джордж Гуницкий. Это имя легендарное. Поэт, человек театра, изумительный петербуржец в Москве бывает очень редко, а выступлений почти не было. И вот – аншлаг. Душное от предгрозового воздуха пространство наполнилось прохладными, ясными и всё же парадоксально загадочными стихами. Это был действительно звёздный вечер, и я рада, что была на нём, что слушала стихи автора, знакомого со школьных лет: «У императора Нерона/ в гостиной жили два барона…».

 

 

Впереди август, но это не всегда каникулы.

 

А это вы читали?

Leave a Comment