Фокусник и дайвер. О рассказах Ильдара Абузярова

Габдраупова Фарида Анваровна. Родилась в Барнауле. Закончила филологический факультет Алтайского государственного университета.  Автор поэтических сборников «Сердце» (1993), «Слёзы Коломбины, или Орфография любви» (2001), «Актриса с дудочкой в дожде» (2007), «Астра-Тара» (2015) и книги прозы «Лишняя жизнь женщины» (2017 г.). Стихи, рассказы и критические статьи печатались в журналах: «Алтай», «Встреча», «Бийск», «Ликбез», «Барнаул литературный», «День и ночь», «Казань», «Писатели Алтая», «Голоса Сибири», «Огни Кузбасса», «После 12», «Чаша круговая», «Балтика», «Клаузура», «Паровоз», «Муза», «Русский женский декамерон», «Ассоль» и др.

Председатель регионального представительства Союза российских писателей.


 

Фокусник и дайвер

Размышление по поводу двух рассказов Ильдара Абузярова из книги «О нелюбви», Казань, Идель, 2016 г.

 

Ильдар Абузяров, автор шести книг, лауреат престижных литературных премий (Новой Пушкинской премии, 2011 г. и премии имени Валентина Катаева, 2012 г.), многими остаётся непрочитанным, непонятым и недооцененным.

В книге «О нелюбви», о двух рассказах из которой я собираюсь рассказать, меня задела пронзительная искренность. Нет тут ни слезливой исповеди, ни потока пикантных откровений. Но ощущение такое, словно на ваших глазах канатоходец идёт с зарытыми глазами, балансирует, заваливается то в одну, то в другую сторону, кажется, вот-вот упадёт, но удерживается, нащупывая тонкую, качающуюся опору. Тут вы не найдёте лихо закрученного сюжета, и в двух словах не рассказать, о чем идет речь. Потому что Абузяров воссоздаёт не реальность, а психологические реакции на внешние ситуации. Внутренний мир, стимулы, мотивы, душевные состояния, доминирующие идеи — вот что является объектом внимания писателя. Автор-рассказчик обозначает сюжет штрихами и мало что объясняет, словно пишет не для читателя вовсе, а пытается разобраться в себе. Композиция состоит из разрозненных паззлов, которые рвут порою одну сцену на части, зато связывают фрагменты текста ассоциациями.  Живя в пространстве идей, автор часто обращается к миру искусства: к сюжетам и героям мифов, книг, кинофильмов, картин, музыкальных произведений.

Два последние рассказа в книге «О нелюбви» — «Высокие отношения» и «Бабочка напрокат». Любопытно, что в обоих воссоздана одна и та же ситуация, но в зеркальном отражении: герой-рассказчик влюбился в замужнюю женщину. Но из одного «дано» показаны прямо противоположные выходы в разные реакции-состояния героя.

Из множества определений, данных творчеству Ильдара Абузярова критиками, мне нравится слово «фокусник». Именно это умение — менять фокус, ракурс, взгляд, точку зрения поразит читателей в рассказе «Высокие отношения». Если займёте позицию героини, вам обеспечен эмоциональный шок, похожий на удар током; в позиции рассказчика почувствуете себя моралистом, мстителем за обманутых мужчин; а взглянув со стороны, сможете оценить героя как эгоиста, позёра и нарцисса.

Сюжет рассказа (герой влюбился в замужнюю женщину, получил от неё знак, надежду на взаимность, нашёл предлог для встречи — и она к нему пришла) имеет странный провал, пустоту в «самом интересном месте». Читатель, приученный популярной культурой к лёгкой приятности, к культу одурманивающей чувственности постельных сцен, в недоумении. Так было или не было? Автор создал сюжет-загадку, сюжет-тест, где каждый должен сам фантазией ли, мнением ли заполнить лакуны так, чтобы из пустоты возник образ. Признаюсь, у меня являлись разные варианты — от грубого насилия до «вообще ничего не было». Провокация, психологическая манипуляция, экзамен на нравственность… Это повествование с рефлексиями героя, с его болезненной мнительностью, с домысливаниями реакций других участников истории похоже на дайвинг, глубокое погружение в подсознание. Подсознательная симпатия объединяет героев, но то, что героиня пытается замаскировать истинную цель своего прихода, которую герой расценивает как низкую — резко меняет его симпатию на осуждение и гнев. И она, почувствовав, что оконфузилась перед ним, что вынуждена оправдываться — спешит удалиться. Как итог, брошенное в спину: «Закрой за собой дверь!» Абузяров — мастер парадоксов: ведь на фоне этой фразы пикантное «было или не было» одинаково неприятны, постыдны для героини. Герой оборвал установившуюся связь или спас лучшее в ней? Возвысился сам, её унизив? Или пытался возвысить её?

В рассказе «Бабочка напрокат» ситуация обратная. От эйфорического праздника встречи с любимой до постепенного осознания того, что героя кинули, обманули, предали. Из-за обманутых ожиданий он вынужден расщепить своё Я на несколько ипостасей, фокусов. Любопытно следить за постепенным приходом героя-рассказчика в себя из разных эго-состояний. «Ты» в настоящем времени — нарядный, «пирожное, а не мужчина», бегущий по следу внезапно исчезнувшей подруги — дамский угодник, паж, ребёнок, потерявшийся в чужом городе. «Он» и «она» в прошлом — случайная встреча, где герой с энтузиазмом сблизился с героиней, а они «в тот же вечер» оказались в номере гостиницы. «Я и она» — замужняя героиня объяснилась в любви и выразила абсурдное желание немедленно выйти за героя замуж (самое большое, растущее Я, придавшее величия и значительности). Переходное состояние из «ты» в «он, маленький человек», влюбленный, надеющийся, и в «я-рассказчика», начинающего понимать, что он брошен. Переплетение и совпадение «маленького человека» и «я-рассказчика» в сцене избиения — и антитеза-отсылка к большому «Я» из прошлого, мечтавшему о совместных путешествиях с любимой и семейном счастье. «Я» из будущего, где герой, упиваясь презрением, рассматривает вульгарные фотографии своей бывшей, в модном клубе в окружении богатых иностранцев. И обиженное, наглухо закрытое «я», уходящее из ситуации, делающей его всё хуже и ниже…

Интересно сравнить композицию обоих рассказов: финал одного похож на начало другого. Она — выходит из дверей комнаты героя, опозоренная и помятая. Он — выходит из дверей проката в Оксфорде в состоянии растерянности и ступора. В обоих рассказах герои выглядят как «икона стиля» в начале, но теряют высоту самоощущения в конце.

Обращают на себя внимание детали одежды героев: чёрная юбка, белая кофта — строгость и чистота, короткая серебряная юбка — вульгарная сексуальность, герою тесно, узко в его крутом костюме, воротник стягивает шею — душевное состояние «не в своей тарелке». Герои напоминают движущиеся манекены, где костюм-одежда обозначает временную маску, приспосабливает их к сиюминутной цели, скрывает внутреннюю сущность. Возникает вопрос: неужели герой настолько глуп и наивен, настолько инопланетянин, что деловой костюм симпатичной женщины может что-то говорить о её душевных или интеллектуальных качествах? А может, он не обозначает волнующие черты её внешности, чтобы скрыть от самого себя, что она привлекает его как сексуальный объект? Местами кажется, что рассказчик что-то недоговаривает, водит читателя за нос. А его сентенции, гипертрофированно пафосные реакции («и с этой девушкой я пытался строить отношения!..») могут показаться даже комичными. Ведь уже в первом рассказе он назвал её «маленькой лгуньей» и «шлюхой». Во втором — словно ломится в открытую дверь, наступает на те же грабли, но уже с серьезными душевными потерями. И в сложных, пространных рефлексиях ни разу не задаётся вопросом: почему именно шлюхи так его влекут.

Есть хорошая пословица: «Чтобы понять, что яйцо тухлое, не обязательно съедать его целиком». Она могла бы стать эпиграфом к «Высоким отношениям» и «Бабочке напрокат». Понятно, что герой ищет любви. Но читателю придётся самому решать, что главное в этом сложном понятии? Интимная близость? Желание семьи? А может, герой просто жаждет широких жестов, самоутверждается за счёт приносимых и принесённых жертв, любит страдание как таковое и поэтому подсознательно выбирает замужних, которым есть, что терять, и позор которых заметнее? Читать рассказы Абузярова интересно, потому что он задает вопросы, на которые нужно искать ответы. И ещё потому, что это редкий случай сочетания разумного и чувственно-лирического в прозе, храбро раскрытая душа мужчины.

 

Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!

 

А это вы читали?

Leave a Comment