Демократия караокэ. О книге Эльгены Молодяковой

Александр Чанцев (1978) – японист, литературный критик, эссеист-культуролог.

Закончил Институт стран Азии и Африки МГУ, стажировался в буддийском университете Рюкоку (Киото, Япония). Кандидат филологических наук, автор первой отечественной монографии о Юкио Мисиме. Автор шести книг, более 200 публикаций в российской и зарубежной периодике.

Обозреватель сайтов «Частный корреспондент» и «Открытая критика».

Произведения переведены на английский, японский, сербский и другие языки.

Работает в сфере российско-японских отношений. Член ПЕН-центра, эксперт ООН.


 

Демократия караокэ

 

(О книге: Эльгена Молодякова. Япония: тотальная победа консерваторов. Избранные труды 2000-2016 гг. М.: ИВ РАН, 2017. 448 с.)

 

Казалось бы – сборник академических статей, на узкую тему, к тому же изданный посмертно, то есть дань памяти учёному… В книге же находятся те рифмы с современностью, что позволяют понять едва ли не самые важные тренды в российско-японских отношениях.

Необычное же начинается уже с самой биографии Эльгены Васильевны. Переживала, что при поступлении не взяли на китайский язык – стала одним из ведущих японоведов. В те годы, из-за минимальных отношений между двумя странами, работы японистам не предвиделось в принципе – оказалась более чем востребованной потом. Несколько десятилетий из-за идеологических препон вынуждена была заниматься коммунистическим движением Японии и, в лучшем случае, профсоюзными движениями – потом, из-за очень хитрых конфигураций японских партий и власти, стал важным и такой академический бэкграунд. И закрытые издания «для служебного пользования» жёстко визировались в ЦК – но вот, никакой труд не бывает зря.

Так и книгу можно читать сразу ради нескольких «бонусов». Например, ради аналитической справки по истории и функционированию всех японских политических партий и объединений современности, а также ради «профайлов» почивших и еще вполне действующих политиков. А, несмотря на вроде бы традиционность и стабильность японского политического сообщества, интриги там бывают ещё те. С тем же нынешним премьер-министром Абэ Синдзо[1] – его выдвижение в генеральные секретари Либерально-демократической партии в ходе очень синонимичной нашим реалиям «операции наследник» Коидзуми Дзюнъитиро многих сильно удивило, настолько молод был Абэ на японском политическом Олимпе, где царствуют почтенные старцы с весомой выслугой лет. Первый его срок не задался – он правил всего год и ушёл «по состоянию здоровья». «После его отставки и до потери власти либерал-демократами в 2009 г. сменились еще два премьера: Фукуда Ясуо – сын премьер-министра Фукуда Такэо и Асо Таро – внук по материнской линии премьер-министра Ёсида Сигэру». Зато сейчас второе пришествие Абэ имеет все шансы претендовать на долгожительство. Кстати, Абэ, как и большинство ведущих японских политиков, тоже «блатной» и наследный, его дед – премьер-министр Киси Нобусукэ.

Можно, глобализировав взгляд, прочесть в «Тотальной победе консерваторов» и о более серьёзных проблемах, их истории и современных импликациях. О религиозных и политических коннотациях почитания духов погибших в войнах предков в святилище Ясукуни – каждый визит куда заставляет бурлить и взрываться китайское и корейское общества, подозревающие японцев в том, что они мало повинились в военных преступлениях и взялись за реставрацию своего милитаризма. Или об истории территориальных споров и отсутствия у наших уже стран мирного договора – говорено об этом очень много, говорится и сейчас во время каждой встречи на высшем и не самом высшем уровнях, но воз, как говорится, не движется со скоростью японского автопрома даже в его дальневосточной сборке…

Впрочем, несмотря на всю неизменную животрепетность этих проблем, лично мне были интереснее экскурсы в те явления, о которых на русском и не прочесть нигде больше. О проблеме ислама в Японии – коммуна небольшая, религиозно толерантные японцы (число верующих у них традиционно выше численности населения – японцы числят себя одновременно буддистами и синтоистами, конфуцианцами и христианами) сложностей не чинят. Но есть и нюансы – на работе не понимают, как можно делать перерывы на молитву в офисное время, а во время послеофисных корпоративных посиделок вопросы вызывает отклонение от всеобщего меню… Или же феномен образования в Японии. Учителя рассылают родителям уведомления, когда школьникам нужно надевать специальные жёлтые шапочки с катафотами и как раскладывать учебники в портфелях, но среди школьниц даже из состоятельных семей яркими весенними[2] цветами цветет проституция с 40-60-летними «сарариманами»[3]

Или как вам такие совсем уж полные рифмы с другими странами и буквально самыми последними новостями, как желание Абэ создать «сильную Японию» и обращение японских политиков последних лет к консервативной политической составляющей[4]? Или не оставляющее своих усилий лобби по пересмотру конституции? Обсуждение, на примере захоронений военных и памятников им, различных способов сохранения памяти и меморализации? Или продолжающийся больше трёх десятков лет судебный спор создателя авторского учебника по истории Японии и Министерства образования[5] за право если не обучать людей по альтернативному учебнику, то хотя бы частично пересмотреть некоторые спорные моменты (касающиеся признания вины за преступления на захваченных китайских территориях) в утверждённом чиновниками едином учебнике?

Если правительственную линию одной партии у власти японский политолог охарактеризовал как «демократия караокэ[6]» (исполнители меняются, а песня всё та же), то к исследованиям Японии применять это правило пагубнее вдвойне. Нужны новые исследования. И даже жаль, что новыми и актуальными действительно становятся написанные в прошлые годы работы ушедшего от нас яркого учёного…

 

Примечания:

1 Как и в книге, последуем японским обыкновениям – имя в японском пишется после фамилии.

2 «Байсюн» – буквально, «продажа весны», одно из именований проститутки.

3 Офисные работники.

4 Кстати, сама Э.В. Молодякова еще очень давно использовала в своих трудах наработки Генона, Эволы, Элиаде и прочих традиционалистов – очень многие ученые и ныне, после вполне доступных публикаций их работ, крайне редко могут похвастаться даже и поверхностным знакомством с этим направлением мысли…

5 В Японии – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий.

6 В японском, конечно, нет буквы «е».

А это вы читали?

Leave a Comment