Сергей Оробий
Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.
Обзор книжных новинок (книги в рискованных жанрах)
В этом обзоре – три книги в рискованных жанрах: популярная медицина, self-help и методическое пособие.
Гэвин Фрэнсис. Путешествие хирурга по телу человека. – М.: Издательство «Э», 2018
Ох, боюсь, продавцы в книжных магазинах засунут эту книгу где-нибудь между томами С. Бубновского и пособиями типа «Лечим грыжу позвоночника берёзовым соком». Хотя аннотация и предупреждает – мол, «информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача» – однако «Путешествие» совсем не для того, чтобы обнаруживать у себя болезни.
Фрэнсис – хирург и семейный врач, а ещё путешественник, причём любовь к географии, как он сам признаётся, была первой. Потом таланты соединились: Фрэнсис работал и в Индии, и в Африке, и в Антарктиде. И свою книгу задумал в форме путеводителя – по человеческому телу, от головы (глава «Мозг: нейрохирургия души») до пят (глава «Стопы и пальцы на ногах: шаги в подвале»). Каждая глава – «этюд в багровых тонах»: случай из практики богато инструментирован разнообразными историческими, мифологическими, философскими, литературными сведениями. «Культура постоянно меняет наше восприятие тела, и это относится и к врачам в том числе. Принимая пациентов, я часто задумываюсь о том, как великие события истории человечества и наиболее выдающиеся произведения искусства перекликаются с современной медициной». Вот, скажем, глава «Лёгкие: дыхание жизни» – почти доктор-хаусовское расследование болезни некоего Билла Дьюарта, где есть место и сугубо медицинской информации («Фиксируя факт смерти, необходимо совершить лишь три действия: посветить фонариком в глаза и посмотреть, сузятся ли зрачки; проверить, не пульсирует ли сонная артерия на шее; послушать стетоскопом, нет ли дыхания. Проверка дыхания считается самой надёжной»), и размышлениям над телом самоубийцы, и Евангелию от Иоанна, и Пармениду, и мощному лирическому финалу.
Вот почему беспокоюсь о том, на какой полке будет стоять Фрэнсис: жанр «Путешествия» – антропология в её высшей, целостной (а главное – увлекательной) форме. А каждый «этюд» – штучная работа: не каменоломня нон-фикшна, но ажурная вязь прозы.
Чед-Менг Тан. Радость изнутри. Источник счастья, доступный каждому. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018
Появление «Радости изнутри» сопровождалось серьезной артподготовкой: книгу рекомендовали Джимми Картер и Рэй Курцвейл. Да и сам автор не лыком шит. Чед-Менг Тан – сотрудник Google с необычной карьерой: сначала он работал в этой компании инженером, а потом благодаря дружелюбию и легкому отношению к жизни занял персональную должность под названием «отличный парень в Google». О том и книга: жизнерадостности можно научиться так же, как программированию – нужно выработать в себе привычку радоваться. «Заручившись поддержкой своего внутреннего мира, вы получите преимущества по полной программе: веру в себя и харизму, креативность, энергичность, здоровье, счастье, юмор и популярность, отвагу и успех во всех сферах жизни и плюс ко всему – личную свободу и душевный мир».
Первая мысль: разве поспоришь? Вторая: стоп, я это уже слышал… Self-help-пособия, как счастливые семьи у Толстого, похожи друг на друга, и книга Тана – не худшая в ряду (и то сказать: «Манн, Иванов и Фербер» ерунды не издаёт). Но именно поэтому была бы лучше, если б автор сократил её вдвое. Видимо, такова судьба авторов делового нон-фикшна в ближайшее время: сокращаться, выжимая неизбежную «воду».
Александр Архангельский. Герои классики. Продлёнка для взрослых. – М.: АСТ, 2018
Сейчас модно чему-то учиться, еще моднее – переучиваться. Особенно это касается лекций по литературе, которые, кажется, нынче читает всякий способный породить хотя бы один парадокс за полтора академических часа. Мол, «всё, что вы знали, – ложь, Лев Толстой – не зеркало русской революции». Книга Архангельского вышла в серии «Звезда лекций», так что поддерживает этот тренд. «Герои классики» – это смотр персонажей от бедной Лизы до Чичикова, каждому посвящено небольшое эссе в духе sine ira et studio. «Мы пройдем через портретную галерею ключевых персонажей отечественной литературы; будем останавливаться возле некоторых и внимательно смотреть: какую эстетическую тайну раскрывает этот образ, что сообщает нам – помимо «речевых характеристик», «портретных деталей» и «сюжетных функций»».
Сенсаций в духе «неизвестные страницы дневника Печорина» не ждите. Хотя Архангельский порой и перешагивает через красную линию, заглядывая за аналогиями в XXI век («молодой Карамзин любил нарушать границы литературного приличия; стратегия его писательского поведения была скорей похожа на стратегию Владимира Сорокина, чем благовоспитанного реалиста»), новых континентов «Герои классики» не открывают – да и не должны. В диапазоне между легким шампанским Дмитрия Быкова и ядреным самогоном В. Я. Коровина это пособие – идеальная золотая середина. И, видимо, «последняя из могикан» в мире, где на смену книжкам пришли образовательные порталы и публичные лекции.