Обзор: новые книги (must read начала года)

Сергей Оробий

Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.


 

Обзор книжных новинок начала 2018 года

 

В этом обзоре – must read начала года, который одни снобируют, другие критикуют, но все читают.

 

Жанр, требующий легкомыслия

(Дэн Браун. Происхождение. М.: АСТ, 2018)

 

Формально пятый том похождений Роберта Лэнгдона не слишком отличается от четырёх предыдущих. Меняется только масштаб загадки, которую призван разгадать учёный: на этот раз речь идёт о тайне происхождения жизни, которую разгадал молодой футуролог Эдмонд Кирш. И вот в самый ответственный момент он застрелен, а Лэнгдон оказывается единственным, от кого зависит дальнейшая судьба открытия. Опять он колесит по Европе, опять его сопровождает умная красотка, опять за спиной могущественный враг. Читается всё это, как всегда, на максимальной скорости. Браун в совершенстве освоил формат page turner – и за это его упорно снобируют в некогда самой читающей и по-прежнему чрезвычайно гордой своей духовностью России. Каждый раз читатель смущенно просит у критика индульгенцию на чтение – и, конечно же, критик придет ему на помощь (так, «Медуза» называет «пять неочевидных причин всё же прочитать «Происхождение»» – с такой осторожностью, будто речь про «Mein Kampf»). Ничего ни у кого не спрашивайте, берите и читайте, пресловутые «сюжетные неувязки», скорее всего, вообще не бросятся в глаза, если только не имеете дурацкой привычки читать такие романы с лупой. Да, Браун подчас грузит читателя информацией википедического свойства. Зато не грузит духовностью и страданиями, умея высказаться и на актуальные, и на вечные темы исключительно сюжетными средствами. Роману ведь – уже в силу его происхождения – позволено быть несерьёзным. Как заметил знаток жанра Франко-«Дальнее чтение»-Моретти, «мы можем написать историю романа без модернизма или даже без реализма, но без приключений – нет. В Европе лишь модернизм заставил людей изучать романы. Если бы они читали с пером и с комментариями в XVIII в., подъём европейского романа не состоялся бы». Будьте легкомысленнее.

 

Робинзонка на Луне (но не только)

(Энди Вейер. Артемида. М., АСТ, 2018)

 

Ну да, сравнения с суперуспешным «Марсианином» неизбежны. В каком-то смысле автор и впрямь далеко не ушёл: с Марса переместился на Луну, героя поменял на героиню. И астронавт Марк Уотни, и девушка-курьер Джаз Башара – один типаж: неунывающий рукастый робинзон с отличным чувством юмора. Джаз, в отличие от «марсианина», на Луне не одинока (в ближайшем будущем спутник земли обжит и представляет собой автономное государство). Впрочем, как посмотреть: в том и интрига романа, что героиня ставит себя вне лунного сообщества, решившись выполнить криминальный заказ местного миллиардера. Марк Уотни противостоял законам природы, Джаз – ещё и законам человеческого общежития, у неё непростой характер и чрезвычайно сложные отношения с отцом. Всё это идёт в нагрузку к фирменной научно-технической жюльверновщине и делает роман живым: подробности тут важнее фабулы. Если для оценки «Марсианина» любому критику достаточно было щёлкнуть пальцами: «робинзонада про Марс» – то «Артемиду» в твиттер-отзыв не упакуешь: это и научная фантастика, и космоопера, и авантюрный роман (очень динамичный), и роман воспитания… и чуть ли не производственный роман; здорово.

После «Марсианина» Вейер мог опубликовать что угодно, хоть справочник телефонных абонентов штата Калифорния. Мог и провалиться, бывали случаи. Но он, как и его жизнелюбивые герои, стиснул зубы, преодолел «проклятие второго романа» – и сочинил ещё одну классную историю.

А это вы читали?

Leave a Comment