Литературные итоги первого полугодия 2021.
Часть II
1. Чем запомнилось Вам прошедшее условное «полугодие» (январь-июнь 2021)? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?
2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего полугодия (поэзия, проза, нон-фикшн).
3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?
Во второй части опроса принимают участие:
Анна ГОЛУБКОВА — поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, редактор литературного журнала «Артикуляция»;
Ольга БУГОСЛАВСКАЯ — литературный критик;
Вадим МУРАТХАНОВ — поэт, прозаик, литературный критик, соредактор журнала «Интерпоэзия»;
Лев НАУМОВ — прозаик, литературовед, главный редактор издательства «Выргород»;
Олег ДЕМИДОВ — поэт, прозаик, литературный критик;
Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ — поэт, главный редактор журнала «Новый мир»;
Елена ИВАНИЦКАЯ — литературный критик, прозаик.
Ответы Евгении БАРАНОВОЙ, Евгении РИЦ, Ольги БАЛЛА-ГЕРТМАН, Дмитрия БАВИЛЬСКОГО, Нины АЛЕКСАНДРОВОЙ, Евгения АБДУЛЛАЕВА, Ольги БУХИНОЙ читайте в первой части опроса
Анна ГОЛУБКОВА:
1. Прошедшее полугодие запомнилось в первую очередь потерями. Одной из тяжелейших стал уход Людмилы Вязмитиновой — поэта, литературного критика.
Этот уход оказался огромной потерей буквально для всех нас. Её статьи и проекты были важной частью московской литературной жизни, да и не только московской. Ее рецензии и заметки о литературе всегда касались какого-то главного литературного нерва, пусть даже речь в них шла о поэтических чтениях или новых, ещё не обкатанных проектах. Людмила Вязмитинова всегда умела увидеть суть за суетностью и подлинную любовь к литературе за стремлением к литературному успеху. Сама она любила литературу верно и преданно, никогда не делала скидок самой себе, но всегда была готова понять слабости других и помочь их преодолеть.
Я знала её с мая 2005 года. И все это время меня удивляло и восхищало это ровное негасимое пламя любви, которому не могло помешать ничто. Отсутствие денег, внимания публики, превращение литературы в частное, почти домашнее занятие, конечно, не могли её не огорчать, но ничуть не влияли на сделанный когда-то выбор. Та часть её жизни, которой лично я была свидетельницей, — это жизнь подвижницы, человека, посвятившего себя служению русской литературе. Конечно, у неё были личные амбиции, но они всегда находились на втором, третьем или даже четвёртом плане. А на первом всегда была современная русская литература во всех её живых проявлениях. Этот постоянный интерес ко всему новому и, быть может, ещё недостаточно оформившемуся мог кому-то показаться поощрением слабых поэтов. Но мне кажется, она просто любила литературу и умела находить интересное там, где мимо прошли бы другие, более сурово настроенные литературные деятели. И мне будет недоставать в первую очередь её любви к литературе, её веры в людей, её внимания к малейшим проблескам таланта.
Уходит старшее поколение — и по «естественным» причинам, и из-за пандемийного коллапса системы здравоохранения, оставляя после себя невосполнимую пустоту. Уходят и самые яркие представители поколения 1980-х, не пережившие кризис среднего возраста. Этот уход тоже очень болезненный, потому что их место в культуре навсегда останется незанятым. То, что не сказали они, не скажет больше никто и никогда. Но в то же время для тех, кто остался, их решение по своей воле прекратить существование становится вызовом и той пограничной ситуацией, которой так не хватало, видимо, этому поколению. И разговор об ушедших становится для многих из них разговором в первую очередь о самих себе и собственном экзистенциальном выборе. To be, or not to be, that is the question.
О другом… Также для меня были очень интересными первый фестиваль феминистского письма и обсуждения проблемы литературного канона, которые проходили на нескольких разных площадках. Надеюсь, эти обсуждения продолжатся, и в результате многие важные имена будут возвращены современному читателю.
2. Одна из самых значительных книг, на мой взгляд, это «Ты — будущее» Галины Рымбу (на обложке стоит 2020, но фактически книга вышла в 2021 году). В эту книгу вошли стихотворения, бурно обсуждавшиеся на протяжении всего прошлого года и ставшие знаковыми не только для отечественной, но и для мировой литературы. Также крайне интересными были для меня новые книги стихов Киры Фрегер «Куда Льюин Дэвис несет кота», Ирины Котовой «#температураземли», Павла Жагуна «Ульи луны: пограничные нарративы и дигитальные стихи», книга стихов Иегуды Амихая «Сейчас и в другие дни» в переводе с иврита Александра Бараша, сборник «Вот они, а вот мы. Белорусская поэзия и стихи солидарности». Из прозы, думаю, стоит назвать роман Оксаны Васякиной «Рана», проект «Кожа» Евгении Некрасовой, новую книгу Аллы Горбуновой «Другая материя» и недавно вышедший сборник Дмитрия Данилова «Человек из Подольска и другие пьесы». Что касается нон-фикшн, то еще не прочитала, но очень хочу прочесть недавно вышедшие книги Людмилы Зубовой «Грамматические вольности современной поэзии» и Людмилы Гоготишвили «Лестница Иакова: Архитектоника лингвофилософского пространства».
Напоследок хочу упомянуть проекты, к которым сама имею отношение. Наконец-то вышла на бумаге долгожданная книга «Некрасивая девочка. Кавер-версии». В ней проведена и очень наглядно показана та важная работа, которую современники делают с классикой и на основании классики. Также важны для меня прозаический сборник «Лавровый лист», ставший точкой объединения семи разных женщин-прозаиков, и «Антология ненаписанных текстов», проблематизирующая всё те же границы существования/не-существования, о которых шла речь в ответе на первый вопрос. Эта антология стала уже поводом для очень интересного разговора.
3. Как соредактор интернет-альманаха «Артикуляция» я сталкиваюсь с большим количеством новых авторов. Среди них есть очень интересные, но выделять кого-то отдельно, наверное, будет все-таки не совсем этично.
Ольга БУГОСЛАВСКАЯ:
1. Совсем недавно случились два больших несчастья. 1 июля скоропостижно скончалась всеми любимая Ксения Драгунская — выдающийся драматург и сценарист, тончайший прозаик, блестящий детский писатель. 14 июля ушла из жизни Людмила Вязмитинова — поэт, критик, участник и организатор многочисленных литературных мероприятий и проектов. Для многих Людмила Вязмитинова олицетворяла собой то, что называется литературной жизнью. Эти утраты оплакивают все, кто имеет отношение к литературе, театру и кино, — коллеги, читатели, зрители.
Рядом с человеческими трагедиями и потерями все праздничные события теряют значимость и неизбежно приобретают оттенок суетности. В первой половине года были успешно проведены книжный фестиваль «Красная площадь» и Санкт-Петербургский книжный салон, объявлен шорт-лист премии «Большая книга» и так далее, но главное — вышло много очень хороших и интересных изданий. Диапазон охваченных в них тем очень широк и разнообразен. Литература осмысливает опыт прошлого, преимущественно советского, но и более раннего тоже, рисует сегодняшний день и прозревает перспективу, которая всё отчётливее окрашивается в антиутопические тона.
2. «Англичане едут по России. Путевые записки британских путешественников XIX века», ответственный редактор академик РАН В.А. Тишков, автор перевода, предисловия и примечаний И.В. Кучумов. — СПб.: Алетейя, 2021. — Один вымышленный и два реальных травелога английских путешественников, описывающих Поволжье и Урал. В широком смысле книга посвящена тому, как развитие транспорта привело к расширению границ, изменению образа жизни и мышления европейцев позапрошлого столетия.
Вера Богданова «Павел Чжан и прочие речные твари». — М.: «АСТ», 2021. — Роман об обществе будущего, в котором реализовались все существующие сегодня массовые фобии.
Дмитрий Быков «Истребитель». — М.: «АСТ», 2021. — В романе, действие которого разворачивается в 30-е годы, истребитель — это и военный лётчик, «сталинский сокол», и сам диктатор.
Томазо Гарцони «Больница неизлечимо помешанных», перевод Романа Шмаракова. — СПб.: «Наука», 2021. — Изысканный и одновременно наивный памятник литературного барокко, попытка систематизировать знания о психических расстройствах, накопленные к концу XVI века.
Надя Делаланд «Рассказы пьяного просода». — М.: «Эксмо», 2021. — Поэтичное и тёплое описание путешествия человеческой души во времени и пространстве. Самая светлая и жизнеутверждающая книга в этом списке.
Дэн Джонс «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию». — М.: «Альпина нон-фикшн», 2021. — Яркая, полная авантюр история королевской династии, правившей Англией в XII—XIV веках.
Ксения Драгунская «Туда нельзя. Четыре истории с эпилогом и приложением». — М.: «Время», 2021. — Благотворительница по имени Амор Каритас устраивает приют для мужчин, потерпевших крупную жизненную неудачу… Глубокий психологический роман о потребности в любви, заботе и понимании, о давлении пошлых стандартов успешности, об отчаянии, о свойствах людей легко ранимых и уязвимых, о нашей взаимной зависимости. Проза самого высокого уровня, виртуозная, эмоциональная и одухотворённая.
Сергей Зотов «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе». — М.: «Бомбора (Эксмо)», 2021. — Монография описывает и систематизирует разные случаи отступления от канона в истории русской иконописи.
Алексей Иванов «Тени тевтонов». — М.: «Рипол-Классик», 2021. — Мистический роман о тайнах Тевтонского ордена и меча Сатаны, хоть и сделан очень качественно и добросовестно, всё равно напоминает советский фильм «Ларец Марии Медичи» и подходит главным образом подростковой аудитории.
Иеромонах Иоанн (Гуайта) «Монах в карантине». — М.: «Практика», 2021. — Дневник, написанный во время 40-дневного карантина православным священником итальянского происхождения Джованни Гуайта. Книга включает обширные и очень содержательные рассуждения о литературе, искусстве, философии, национальном менталитете и выходит далеко за рамки религиозного трактата.
Андрей Колесников, Борис Минаев «Егор Гайдар. Человек не отсюда». — М.: «Молодая гвардия», 2021. — Вслед за Мариэттой Чудаковой, написавшей книгу для школьников «Егор. Биографический роман. Книжка для смышлёных людей от десяти до шестнадцати лет», попытку сломать засевший в массовом сознании негативный образ главного российского реформатора предприняли Андрей Колесников и Борис Минаев.
Майя Кучерская «Лесков. Прозёванный гений». — М.: «Молодая гвардия», 2021. — Биография писателя будет интересна не только поклонникам его творчества. Она подробно описывает трагически противоречивый характер главного героя и тем самым исследует определённые стороны человеческой природы вообще.
Светлана Моторина «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли». — М.: «Эксмо», 2021. — Светлана Моторина собрала, прокомментировала и опубликовала реальные истории школьного буллинга, затронув многочисленные проблемы традиционного воспитания, образования и терпимости к насилию в нашем обществе.
Виктор Ремизов «Вечная мерзлота». — Владивосток: «Тихоокеанское издательство Рубеж», 2021. — На фоне масштабной «ударной» стройки позднесталинского периода разворачивается история двух семей, чья жизнь разрушена государственным террором. Роман входит в конфликт с популярной сегодня идеей «примирения с нашим прошлым».
Андрей Рубанов «Человек из красного дерева». — М.: «(АСТ)», «Редакция Елены Шубиной», 2021. — Остросюжетный, криминально-мистический роман об оживающих деревянных идолах с философской проблематикой прекрасно подойдёт прежде всего подросткам, прочитавшим в детстве сказку про Урфина Джюса, а также знакомым с творчеством Шелли и успевшим оценить роман «Финист — ясный сокол».
Валерий Сажин «Михаил Салтыков-Щедрин. Одинокий Скорпион». — СПБ.: «Вита Нова», 2021. — Новая биография самого известного русского сатирика, в которой герой предстаёт человеком, чувствующим себя трагически несчастным и одиноким вне зависимости от обстоятельств.
Лев Симкин «Как живые. Образы «Площади революции знакомые и забытые». — М.: «Эксмо», 2021. — Рассказ о переплетении мифа, пропаганды и реальности в сознании советских людей на примере восприятия ими одного из памятников советской эпохи — бронзовых статуй, украшающих станцию метро «Площадь Революции».
Алексей Слаповский «Недо». — М.: «АСТ», 2021. — Как и травелоги, это книга тоже про выход из собственных границ, только этот выход происходит не в результате перемещений в незнакомые земли, а в ходе общения героя с не похожим на него человеком. Роман можно прочитать как версию «Отцов и детей».
Владимир Сорокин «Доктор Гарин». — М.: «Corpus (АСТ)», 2021. — Избыточно гротескная, избыточно подвижная и приключенческая, до мозга костей пародийная, при этом местами романтическая картина постапокалипсиса, продолжающая повесть «Метель». Концентрат фирменного стиля Владимира Сорокина.
Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд». — М.: «АСТ», 2021. — История спасения детей от голода в форме романа-путешествия, точнее — романа-бегства. По сути, это гимн подвигу и самопожертвованию, громкий призыв к милосердию и любви.
На принципиально новый уровень мастерства, а вслед за этим — признания и популярности, вышли Виктор Ремизов и Вера Богданова. Отличную книгу прозы выпустила поэтесса Надя Делаланд. Майя Кучерская очень удачно выступила в качестве биографа. Джованни Гуайта с убедительным словом обратился к широкой аудитории. Успехов много. Огорчает другое: судя по литературным прогнозам, в реальном будущем нас ничего хорошего не ждёт. Из трагедий прошлого мы упорно выращиваем новые трагедии.
Вадим МУРАТХАНОВ:
1. Уход из жизни метареалиста Александра Ерёменко — мне кажется, самое громкое событие первого полугодия 2021-го. В таких случаях принято говорить «ушла эпоха». Однако эпоха ушла гораздо раньше. Кончина Ерёменко, скорее, стала поводом заново оценить значимость течения, к которому он принадлежал, для русской литературы и поразмышлять над соотношением творчества и биографии в судьбе большого поэта.
Еще одной утратой для литературного сообщества стала кончина Людмилы Вязмитиновой. Она оставалась одним из очень немногих критиков старшего поколения, неравнодушных к современному литературному процессу и к тому, что происходит в российском обществе.
2. Прозу и нон-фикшн в последние полгода я читал преимущественно в журналах, а среди книг отметил бы поэтическое избранное Глеба Шульпякова «Белый человек» (М.: «Время», 2021), где наглядно прослеживается эволюция от крупных лироэпических полотен «Щелчка» к импрессионистским философским миниатюрам «Самети».
С увлечением прочел и новую книгу Анны Аркатовой «Сейчас пройдёт» (М.: «Арт-Хаус Медиа», 2021). Этой книге — как, впрочем, и творчеству поэта в целом — присущи остроумная трезвость и фирменный аркатовский неженский взгляд на женскую природу. Точка зрения лирической героини переносится в прошлое, но настоящее (ставшее будущим) бросает тень на сохранённые памятью подробности. Эта машина времени лучше всего перемещает читателей поколения Аркатовой, но прелесть и изящество механизма, думается, должны оценить не только они.
3. Приятным открытием по итогам минувшего полугодия для меня стало то, что в России, в разных ее уголках, вопреки засилью масскульта продолжают вырастать умные, талантливые и эрудированные юноши и девушки. В этом я убедился, съездив на семинар «Липки» в качестве ведущего мастер-класса.
Помимо уже известных по журнальным публикациям студийцев, на меня произвели впечатление новосибирский поэт Михаил Рантович и прозаик Аксана Халвицкая из Вологды. Рантович — вполне сформировавшийся автор со стихийно, но твёрдо сложившейся поэтикой. Халвицкая — прозаик с собственной интонацией, которую отличает пластичность современной живой речи и композиционное чутьё. Оба автора пока не слишком известны широкому читателю, но их тексты, на мой взгляд, заслуживают внимания.
Лев НАУМОВ:
1. Безусловно, мы всё ещё учимся жить и работать в новом мире и новых обстоятельствах. Быть может, кто-то уже умеет, но лично меня, признаться, не перестают удивлять произошедшие перемены. Я помню, как, возвращаясь в Россию 17 марта 2020 года, за несколько часов до закрытия границ, думал, что в гипотетических сценариях, которые тогда озвучивались, сгущаются краски. Однако более года спустя можно сказать, что всё превзошло ожидания, прогнозы и даже фантазии.
Выступая в данном случае не как автор, а как сотрудник издательства, я должен констатировать, что самым показательным и существенным событием обсуждаемого периода стала отложенная «прошлогодняя» ярмарка «Non/fiction», которая таки состоялась в марте. Именно это мероприятие уже много лет является индикатором состояния книжного рынка, потому было крайне интересно, как именно оно пройдёт в 2021-м. И честно говоря, всё было довольно неплохо. Книжный мир удивительно реорганизовался и мобилизировался. Спрос, разумеется, упал, книги подорожали, что при общем росте цен не могло не сказаться на объёмах продаж, но в то же время потребности читателей стали заметно интереснее. Более «глубокие», «умные» издания начали продаваться лучше в относительных величинах. Причём этот прирост настолько очевиден, что его не списать на погрешности. Тиражи сократились, но разнообразие и количество наименований выросло. В типографиях образовались очереди. Отчасти это связано с тем, что отдельные из них закрылись, да ещё и возник дефицит сырья, но число заказов, очевидно, сократилось менее значительно, и на производствах возникают «пробки». Мелкотиражная цифровая печать и «допечатка по требованию» стали не просто экономической панацеей, а модусом бытия для многих. Это, кстати, тоже привело к росту цен, потому что так выпускать книги дороже. А уж авторы активизировались просто неимоверно: мало что способствует порождению текстов так, как самоизоляция и удалёнка. Произведения, конечно, от этого становятся специфическими, но речь не о том. Не меняется, пожалуй, лишь одно: как и прежде, мы живём в удивительное время.
2. Мне очень понравилась книга Аллы Горбуновой «Другая материя». Детская непосредственность в этих текстах соседствует с мудростью страдающего человека, а удивительная искренность усиливается поэтическим лаконизмом. В центре очень трогательная героиня, она всё время кажется «маленькой», но при этом на страницах «обживает» огромное культурное и внушительное географическое пространство. Отдельно хочется отметить превосходное, чрезвычайно удачное название.
Мне очень понравилась книга Ирины Левенталь «Мой секс». Мне кажется, что она написана настолько легко и умно, что даже консервативная часть публики не станет брезгливо откладывать её из-за надуманной табуированности темы. А это всегда очень важно, если текст может хотя бы чуть-чуть, хотя бы на время «подвинуть» отдельные личностные установки читателя, будь они обоснованными, традиционными или сомнительными. Честно говоря, я бы хотел, чтобы это произведение когда-нибудь прочитала моя дочь. И, да простят меня все участники, но не могу не отметить: то обстоятельство, что издатель подобной книги — бывший муж автора, придаёт ситуации дополнительное литературное изящество.
Вышла книга Бориса Александровича Голлера «Синий цвет вечности». Это роман о Лермонтове. Голлер — автор старшего поколения и уникальный человек, воспринимающий литературу как безусловное, едва ли не религиозное служение. Вряд ли кто-то кроме него мог бы воплотить в жизнь столь амбициозный замысел такой глубины и масштаба. Этот текст нарочито не соответствует текущему историческому моменту, потому что он вне временной оси. Он будто уже был до того, как книга увидела свет, но волшебство в том, что от этого произведение не становится менее захватывающим. Борис Александрович — мастер из числа тех, кто не даёт нам забыть, что мы существуем не в хаосе слов, не в гонке актуальной повестки, а всё-таки в чрезвычайно чёткой культурной традиции. Причём эта традиция — не эфемерная нить, а что-то вроде магистрали. Или даже Млечного пути.
Заметил, что я почему-то говорю только о петербургских авторах. Видит бог, такой установки не было, так вышло само собой.
Конечно, особое значение для меня имеют книги, вышедшие в издательстве «Выргород», и отмечу, пожалуй, две. Этот год юбилейный для Янки Дягилевой, причём как с точки зрения дня рождения, так и с точки зрения годовщины смерти. В связи с этим мы, наконец, выпустили исправленное и дополненное издание культового фолианта Я-Хи Соколова и Екатерины Борисовой «Янка. Сборник материалов». Впервые эта книга увидела свет в 2001 году и мгновенно разлетелась по «везучим» поклонникам творчества её главной героини. С тех пор почти два десятилетия она считалась библиографической редкостью. Многие люди беспрестанно разыскивали «Сборник», торговали им на вторичном рынке… При этом его перевыпуска ожидали именно от нас. Так что выход этой книги значит для нашего издательства много: мы будто, наконец, отдали давний долг.
Ещё одно важнейшее событие этого полугодия для «Выргорода»: мы начали выпускать художественную прозу. Первой книгой этого направления стал роман едва ли не крупнейшего греческого писателя XX века Никоса Казандзакиса «Капитан Михалис». Это тоже в каком-то смысле отданный долг, но на этот раз не совсем наш. Перевод романа, написанного почти семьдесят лет назад, должен был увидеть свет ещё тогда, когда наша страна считалась «самой читающей в мире». Это было бы правильно, логично и ожидаемо. Вообще остаётся лишь разводить руками, почему такой литературный титан, как Казандзакис, малоизвестен в русскоязычном пространстве. Многие видели и любят фильмы «Грек Зорба» и «Последнее искушение Христа», даже не догадываясь, что они сняты по его произведениям. А меж тем Казандзакис — многократный номинант на Нобелевскую премию по литературе, которой он так и не удостоился. В этом смысле грек оказался в одном ряду с Толстым, Борхесом, Набоковым, Прустом, Джойсом, — авторами, присуждение медали которым представлялось столь безусловно очевидным, что их отсутствие в списках лауреатов выглядит мрачным пятном на репутации Нобелевского комитета. Примечательно, что, получая свою премию в 1957-м, Камю посетовал, что выбран именно он, а не его греческий коллега. Меж тем, «Капитан Михалис», переведённый на большинство языков, ставший культовым в самых разных уголках мира, по-русски публикуется впервые.
Что касается новинок поэзии, то я должен признаться, что слежу за ними значительно меньше, чем за прозой. В связи с недавними трагическими событиями я перечитывал Василия Бородина, удивительного автора какого-то совершенно потустороннего и абсолютно безусловного дарования. Мы с ним родились в один день, и это обстоятельство почему-то всегда имело для меня особое значение, когда я открывал его тексты. Весной вышла Васина книга «Клауд найн», но я призываю обратить внимание и на более ранние публикации этого блистательного поэта.
3. В силу специфики моей деятельности, нельзя сказать, что я постоянно и старательно держу руку на пульсе. Выходит так, что я куда больше вожусь со старыми текстами. Книги и авторы зачастую появляются в поле моего зрения с задержкой, которая порой измеряется годами. Но, мне кажется, я отчасти ответил на этот вопрос в предыдущем пункте.
Олег ДЕМИДОВ:
1. Полугодие выдалось богатым на культурные события. Начнёшь вспоминать и с трудом заставляешь себя остановиться. Что запомнилось мне?
Фестиваль издательства «СТиХИ», который проходил в несколько дней. Лекция Дмитрия Тонконогова о Вениамине Блаженном. Выступления нижегородских, питерских и курских поэтов. Презентация новой поэтической серии «The Single», где уже вышли книги Михаила Свищёва, Анны Долгаревой, Марии Затонской и т.д.
Ещё одно заметное событие — выход документального фильма о Денисе Новикове, который подготовили Андрей Фамицкий и Клементина Ширшова. Живые свидетельства друзей и соратников поэта дорогого стоят. Новиков становится понятней и объёмней. Надеюсь, что Фамицкий и Ширшова будут продолжать работу в этом ключе. Документальное кино о современных поэтах — что может быть круче?
Для меня очень важно, когда отличные книги удостаиваются внимания и признания, поэтому стала праздником победа Александра Пелевина на «Нацбесте». Его «Покров-17» — вещица лёгкая, умная и оставляющая по прочтении шлейф злой бодрости. Уверен, её ещё будут экранизировать и делать из неё компьютерные игры.
С точки зрения перспективы важны ещё четыре события.
Первое — литературный портал «Pechorin.net» (который делает Алексей
Небыков со товарищи) начал обзор толстых журналов. Озаглавили этот проект как «РАЖ», то есть «Русский Академический Журнал». Пока получается бойко и весело. Надеюсь, дело будет жить и развиваться.
Второе — запуск новостного портала «Ваши новости», где отдел культуры (за который отвечает Алексей Колобродов) пестрит статьями Ричарда Семашкова, Денира Курбанджанова, Валерии Вербининой и Елены Винокуровой.
Третье — открытие «Бункера на Лубянке», это новая культурная площадка в двух шагах от Чистых прудов. На открытии выступали Игорь Караулов, Анна Долгарева, Александр Пелевин, Иван Родионов, Василий Авченко, Герман Садулаев, Андрей Рубанов, Алексей Коленский, Вис Виталис, Захар Прилепин и многие другие. Если всё будет хорошо, «Бункер» ещё наделает шума.
Забавно получилось. Теперь на Чистых прудах два бункера — один «на Лубянке», второй на Покровке и называется «Последний книжный бункер на земле», это относительно новый крутой книжный магазин. Там периодически тоже проходят лекции, презентации книг и поэтические вечера. У них уже были Виктор Куллэ и Мария Затонская. Надеюсь, и эта культурная точка оставит свой след на карте города.
И, наконец, четвёртое событие — издательство «Альпина» начало переиздавать Эдуарда Лимонова и в качестве старта у них легендарный роман «Это я — Эдичка», который не переиздавался двадцать лет!
2. Меня пугает определение «самые значительные книги». И тем более «самые значительные книги полугодия». Но если играть по таким правилам, то из поэтических сборников я бы выделил «День святого Валентина» Игоря Караулова, «Сегодня» Анны Долгаревой, «Синдром Туретта» Михаила Свищёва, «Миниатюры» Марии Затонской, «Рыба важнее» Алексея Кубрика, антологию нижегородской поэзии и прозы «Коромыслова башня», новый перевод стихов Аллена Гинзберга — «Вопль. Кадиш». У Александра Пелевина в скором времени должна выйти книга стихов! Да-да, он ещё и стихи пишет. И порою очень и очень хорошие.
Если говорить о прозе и non-fiction, то это, безусловно, «Литературные первопроходцы Дальнего Востока» и «Дальний Восток: иероглиф пространства. Уроки географии и демографии» Василия Авченко, биография Cергея Уточкина, написанная Максимом Гуреевым, биография террористки Елены Феррари, написанная Александром Кулановым, «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова, «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова и отличная нацбольская проза «Дальше некуда» Сергея Гребнева.
3. Недавно в «Волге» вышел рассказ «Девочка из коммуналки» Вячеслава Немирова. Это такая драйвовая филологическая проза с бесконечными аллюзиями и пацанскими сюжетами. Парню двадцать лет. Я бы мечтал в свои 20 писать так же, но, увы. Буду следить за этим автором и ждать, когда напишется должное количество рассказов на книгу.
Читаю и вычитываю стихотворения Эдуарда Лимонова. Надеюсь, к осени случится издание в нескольких томах. Там полтора тома ранних и ранее никогда не публиковавшихся стихов. Да что там никогда не публиковавшихся — про них сам автор забыл. Захар Прилепин достал большую часть из архива Вагрича Бахчаняна. Я десятка два нашёл в РГАЛИ и машинописных сборниках. Словом, осенью-зимой в литературном пространстве разорвётся бомба!
Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ:
1. Выходят первые тома собрания сочинений М. Гаспарова, это радует.
Продолжается — и весьма активно — книжная серия «Пальмира-поэзия», это радует.
Создаются всё новые литературные премии — в добавление к прежним и функционирующим. Это тревожит.
Ну и — смерти, смерти, смерти.
2. Алексей Пурин. «Ушебти. Стихи III тысячелетия». Серия «Пальмира-поэзия».
Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска и другие пьесы». М., «Городец».
Юрий Орлицкий. «Стихосложение новейшей русской поэзии». М.: Языки славянских культур.
3. Новые, незнакомые мне имена я больше бесплатно не читаю. Сил моих нет.
Удивил Александр Мелихов — «Жизнеописание Мишеля Z. Сентиментальная повесть» («Новый мир», 2021, № 6). О Зощенко стилем Зощенко. Без пощады.
Елена ИВАНИЦКАЯ:
1. В эти полгода мне бросилась в глаза удручающая тенденция в нашей литературной критике. Подмена критического высказывания бессодержательным словесным захлёбом существовала и раньше. Но всё же на таких площадках (наподобие «Дегусты»), которые можно назвать… ну, мягко скажем, всеядными. Теперь этот поток дохлестнул до «толстых журналов», прежде строгих к уровню и осмысленности публикуемого.
А теперь — вот так: «Пазловый конструктор закоренелых гештальтов», «Переливающиеся узнаваемой, русо-типажной чешуей, наподобие голографических картинок, персонажи обладают всеми свойствами Летучего голландца: призрачностью, устрашаемостью, загадочностью», «Ощущает собственное гипотетическое достоинство и имманентную ценность жизни вне замкнутого круга семейного рутинообразного существования. И осклабливается при первой же язвящей во все сразу болеющие чувства ситуации с продажей ягоды знакомой учительнице-пенсионерке, у которой заносчивость стереотипно интеллигентного человека от минобразования граничит с ушлостью — дурной привычкой выживания», «Рерайт глубокий, с низким уровнем тошноты».
Это невозможно и нестерпимо. Но опубликовано… В журнале «Знамя» (2021, 5) в разделе рецензий (автор — Ольга Девш). Что это вообще такое?
2. Самые значительные для меня книги полугодия от молодых прозаиков — романы «Мой белый» Ксении Буржской (М.: «Эксмо», 2021) и «Анатомия Луны» Светланы Кузнецовой (М.: «Эксмо», 2021). Особо отмечу уверенное мастерство и эмоциональную силу обеих писательниц. Очень рекомендую обратить на них внимание.
В нон-фикшн назову книгу Николая Блохина «Неурядицы в вечерних землях. Очерки политической философии христианского либерализма» ([б.м.]: «Издательские решения», 2021). Свою принципиальную позицию автор заявляет сразу, в предисловии: «Все эти тексты написаны с позиций одного мировоззрения — в прошлом широко распространенного, но редкого в наши дни. Взятые в совокупности, они представляют собой изложение и обоснование идей и ценностей христианского либерализма <…> в сфере экономической теории опирается на австрийскую экономическую школу, отвергает квазинаучные левые концепции (марксизм и кейнсианство с его ответвлениями)».
Книга особенно интересна тем, что строго научный анализ экономических и социальных теорий и практик соединяется с исследованием экзистенциальных проблем личности (каждого из нас) в сегодняшних «неурядицах».