Ольга Бухина
По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой – друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!» Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон) – книга Мег Розофф «Как я теперь живу».
Обзор детской литературы от 11.02.2018
…когда бредём
Одни или с товарищем вдвоём.
А.С. Пушкин «Домик в Коломне»
Город – прекрасное место для развития действия подростковой книги. Новый роман Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Сиамцы» (Время, 2018) с самого начала погружает читателя в городскую среду, не даёт ему забыть, что он в Минске. Буквально на пятой странице город уже проявляет себя как активный герой книги: «Минск как будто специально отвлекал его». Его, одного из главных героев – мужскую половину сиамского дуэта, старшеклассника по имени Ян. Вторая половина – женская – девочка с красивым именем Геула. Они – старые друзья и вместе ведут свой видеоблог «Сиамцы». У них даже есть один свитер на двоих с двумя воротами для двух голов, чтобы убедительней выглядеть сросшимися близнецами, «спина к спине у мачты против тысячи вдвоём». Причём блог очень успешный. Геула хорошо «видит» кадр, а Ян умеет его снять. Они не парочка, у каждого из них – свой «молодой человек», своя «девушка». Ссорятся они непрерывно, но явно не могут друг без друга. Их подростковая жизнь сложна и многообразна – школа (маленькое удовольствие), родители (множество сложностей), попытки отстаивать свою независимость, попытки заработать немножко денег – чтобы легче было отстаивать свою независимость.
Пока Ян и Геула стараются разобраться в своих (и чужих) чувствах, город давно уже за них всё решил, предопределил их судьбу. Теперь только надо, чтобы строптивые молодые люди, которых город подталкивает в спину, наконец перестали сопротивляться. Город говорит с ними языком весеннего ветра и городского оркестра, ветками деревьев, стучащими в окно, залпами фейерверка. Сам город (хочется писать это слово с большой буквы, Город, потому что он совершенно одушевлённый) выписан с огромной любовью. Как отмечают авторы в предисловии к книге: «Мы любим Минск. И мы точно знаем, что Минск любит нас». Им удаётся поделиться этой любовью в немножко смешных и ужасно трогательных описаниях города: «Минск беспокоился, но пытался держать лицо. Нервно крутил тучами, как крутят в руках карандаш, постукивал пальцами-деревьями, дышал неровно и реагировал не всегда адекватно. Горожане жались к стеночкам, маялись головной болью и валили все на магнитную бурю». Просто невозможно не влюбиться в такой город. Все (почти) проблемы решаются с помощью долгой прогулки по городу, который гонит тебя из одного района в другой, подстраивает неизбежные встречи: «Пройти по городу невозможно, везде на тебя натыкаюсь!»
Подросткам очень легко поссориться, а вот вспомнить, из-за чего произошла ссора, и сообразить, как можно помириться, гораздо труднее. Особенно когда вокруг куча взрослых, которые вообще-то мало чего понимают в проблемах своих детей, несмотря на то, что они удивительно приятные и полезные взрослые, и мама Геулы, и родители Яна, и особенно родители Кости – официального «кавалера» Геулы, с которым она родилась в один день. Вообще взрослые в этом романе подобрались ужасно симпатичные (если не считать пары учителей). Но, оказывается, – родиться в один день еще недостаточно для того, чтобы быть «суженными». И, конечно же, включается подростковый максимализм, совершенно необходимое человеческое свойство. Это умение не принимать несправедливость мира как должное. Геула – именно такой борец за справедливость, и на школьном, и на всех остальных уровнях.
Два предыдущих романа Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак тоже были о самых обычных подростках с их самой обычной, но такой нелегкой жизнью. В книгах «Открытый финал» (Время, 2017) и «Пока я на краю» (Время, 2017) перед подростками стоят невероятно трудные задачи – разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и со взрослыми. Да и следующий роман – опять на очень серьёзную тему (o медицине, о жизни и о смерти) – выйдет уже совсем скоро.
Но вернёмся в городскую среду. По городу надо двигаться, фланировать. Геула часто ходит пешком, её «организм требовал движения, смены картинки и свежего воздуха». Но Ян не большой любитель длинных пеших прогулок. Другое дело – велосипед: «Ехать оказалось гораздо веселее, чем идти». Ещё больше ценит скорость Игнат – герой книги Нины Дашевской «Я не тормоз» (КомпасГид, 2016). Об этой книге я уже много писала, но есть такие книги, о которых хочется писать снова и снова. Игнат постоянно нуждается в скорости – иначе всё происходит слишком медленно, а он этого не выносит. У него в буквальном смысле горит земля под ногами (именно таким его нарисовал один подросток – огонь вырывается из-под ног). Он носится по городу на доске, на роликах, на самокате. Ходить пешком он совершенно не умеет. Это другой город – Москва – но он не менее любовно описан. «И в оба края – Москве конца не видно. Никогда с обычных улиц не увидишь столько города, сколько с берега реки». Игнат измеряет город собственным телом: «Мой огромный город берется ногами, безо всякого мотора. Это удивительно. Не весь, конечно, от края до края, но хотя бы основная его часть. Я был определенно на севере, а сейчас точно на юге. Тут даже теплее как-то…» Именно город помогает Игнату, когда ему трудно, он его лучший друг, наставник, утешитель.
Но и о велосипедах – на них еще быстрее – Нина Дашевская не забывает. В другой ее повести велосипед (не простой, а говорящий) даже главным героем становится – и тут уж скорость обеспечена. Книжка так и называется «Вилли» (КомпасГид, 2016) по имени этого велосипеда. Правда, город, по которому он со страшной скоростью мчится, совсем небольшой, зато зеленый и уютный. И носится на этом велосипеде обыкновенный мальчишка по имени Севка. Такой велосипед точно может обеспечить настоящие приключения и настоящее волшебство. И свободу.
А вот у маленьких детей такой свободы передвижения нет, им приходиться ходить по большому городу с папами и мамами за ручку. Но это никак не мешает гулять и изучать город. И путеводитель «Пешком по Москве с Тимкой и Тинкой» (Пешком в историю, 2017) поможет. Это очаровательная маленькая книжка, её очень удобно положить в карман перед тем, как отправиться на прогулку. Путеводитель и состоит из таких небольших прогулок, которые под силу ребенку.
И это не только Кремль, Третьяковская галерея и площадь трёх вокзалов, но и Московский университет – любимое старое здание, и Сандуновские бани, и Хоральная синагога в Китай-городе. Это не просто перечисление интересных мест, с каждым из них связана какая-то история. Например, такая – об Александровском саде: «В глубине парка находится рукотворная пещера – грот «Руины». Он построен из обломков московских домов, разрушенных пожаром». А в честь кого назван один из двух сортов тюльпанов, которые – их, и только их – высаживают в сквере у Большого театра? Подсказка – подумайте о балете. В этих прогулках большой скорости не разовьёшь, но с городом точно подружишься.
Только моего любимого места для прогулок – Новодевичьего монастыря – в книжке нет. Не забудьте погулять и там.