Ольга Бухина
По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой — друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!». Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон) — книга Мег Розофф «Как я теперь живу».
Обзор новинок детской литературы от 12 марта 2020 года
Ты твёрдо знаешь, в книгах сказки…
Александр Блок
Прекрасных детских книг, написанных по-русски, становится всё больше и больше, уже не надо никого убеждать, что детская литература в России (и в Беларуси) движется в сторону всё нарастающего девятого вала. Что самое приятное, эти книги очень разнообразны по жанрам, по стилю и по возрастной адресации.
«Я бы на твоём месте» («Время», 2020) Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — книга уже почти не детская и даже почти не подростковая, она равным образом как о детях, так и о родителях, тех, что твёрдо уверены, — они-то знают, что, как и когда нужно их детям. Однако современные дети не всегда готовы слепо подчиняться и следовать родительскому примеру. И не важно, хотят ли родители хорошего или же мечтают, чтобы их отпрыски были такими же точно, как они сами — у детей есть право выбора быть такими, какими они хотят. Авторы не боятся серьёзных проблем и острых ситуаций, не боятся обсуждать сексуальную ориентацию, не боятся показывать, как дети реагируют на проблемы взрослых, какими они видят своих родителей — помощниками или противниками, а иногда и теми, и другими одновременно. Иногда детям приходится всерьёз сражаться с родителями — за право совершать свои собственные ошибки.
Для подростка самое главное — стать «настоящим», «стать собой». От этого явно зависит, каким он будет взрослым и каким родителем. В конце книги есть две вставные новеллы о том, как и почему «взрослость» напрямую зависит и от подросткового периода в жизни человека, и от его/её детства. А ещё от того, какое решение ты примешь — согласишься на тот сценарий жизни, который подсовывает тебе судьба в виде родителей, школы, страны проживания, или будешь гнуть свою линию — мечтать о чём-то другом, может быть труднодостижимом, но очень желанном. И попробуешь что-то сделать, чтобы этого достигнуть.
Новая книга Николая Пономарёва «Точка бифуркации» («КомпасГид», 2019) тоже о подростках. История мальчика Тимофея и девочки Марины, случайно познакомившихся в автобусе, и грустна, и возвышенна. Марина — не слышит, мир звуков для неё закрыт, и вместе с уходом мамы из семьи у неё закрылась и возможность доверять миру. Она, как говорит Тимофей, словно птица-носорог, «замуровалась, и только клюв торчит». Тимофей пытается растопить своей любовью тот лёд, которым покрылось сердце Марины, но это очень трудная задача для подростка. Не то чтобы он с ней не справляется, просто у жизни свои законы. Ему самому тоже не очень легко — просто потому, что он подросток, хотя у него хорошая семья, верные друзья, бальные танцы и песни собственного сочинения под гитару. Таковы уж подростковые проблемы — реальные и серьёзные — научиться отвечать за самого себя и иногда даже за других.
Полная реалистичность (как бы хотелось, чтобы в жизни было не так!) этих двух книг сменяется якобы сказочностью в повествовании Тони Шипулиной. Её книга «Землеройки и щелезубы» («Абрикобукс», 2019) с яркими, чуть-чуть объёмными иллюстрациями Эи Мордяковой — сказка-притча о том, что люди (ах, нет, землеройки) страшно боятся быть не такими, как все, и если у них рождаются дети (простите, детёныши) чуть-чуть от родителей отличающиеся, их надо изолировать, забыть о них навсегда, чтобы твоя жизнь никак не отличалась от жизни соседей. Вот так маленькие щелезубы — вся их «вина» в том, что они родились с большой щелью между передними зубами — оказываются в Фиолетовом доме. Там, мало того, что с ними плохо обращаются, запугивают страшной и ужасной Густой, которая питается маленькими шелезубами, и морят голодом, ещё и жестоко эксплуатируют, заставляя шить разнообразную обувь на весь землеройский город. К счастью, выясняется, что не всякий землерой и не всякая землеройка (даже такая примерная и послушная, как тетушка Рохли) придерживаются подобных представлений о жизни; есть те, которые растят своих маленьких щелезубов и стараются рассказать другим, что ещё неизвестно, кто от кого отличается. Что очень приятно, кроме притчевой стороны книги, в ней масса милых и смешных деталей землеройного быта вроде «сложнокваши», певучего «кошкоптаха» и совершенно необходимых в этом городе зубоковырятелей — с их помощью многие родители исправили зубки своим детёнышам.
Это все для подростков и детей «младшего и среднего школьного возраста». А что делать малышам? Для них недавно появились приятные книжки-картонки, выпускаемые новым издательством «Книжный дом Анастасии Орловой». Сама Настя Орлова пишет чудесные книжки для самых маленьких, а в её издательстве только что вышла, например, книжка-картонка со стихами Кристины Стрельниковой и рисунками Дианы Лапшиной «Ёжики» (2019). Там хватает ёжиков и бегемотиков, мышек и паучков. В другой книжке-картонке — со стихами Марины Бородицкой и рисунками той же Дианы Лапшиной «Мама, вот и я» (2019) — много новых стихов, но не забыто и мое любимейшее: «Дорогая брокколи, вам не одиноко ли?» (Даже не подозревала, что к слову брокколи может быть такая прекрасная рифма.) А для тех, кто чуть-чуть постарше, найдется книжка Андрея Усачёва и Галины Дядиной с иллюстрациями Юлии Гуковой «12 сов» (2020), где у вороны бабушка родилась в Воронеже, лиса утверждает, что столицей всех лис является Лиссабон, а лосю точно известно, что в Америке есть город Лось-Вегас. Вот и сове понадобилось в Сованну. Все совы в книжке замечательные — и описания, и изображения.
Получается, что, когда совсем нет родителей, это всё же значительно хуже, чем родители, которые точно знают, что бы они сделали на твоём месте. Но любящие родители, у которых хватает выдержки не навязывать детям своих представлений о красоте зубов и обо всём остальном, всё же предпочтительней. Особенно такие, которые любят читать книжки совсем маленьким деткам.
Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!