Ольга Бухина
По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой – друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!» Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон) – книга Мег Розофф «Как я теперь живу».
Обзор детской литературы: вторая половина января
Мама дома? Мамы нет. Мама вышла. В Интернет.
Маша Рупасова
Что любят маленькие дети? Ну конечно, стихи. И ещё сказки. Сказки бывают разные, и совсем не обязательно в них должны быть русалочки, лешие и домовые. Или даже оловянные солдатики и муми-тролли. В современной сказке для детей главными героями легко могут оказаться грузовик и его прицеп.
Для тех двух-трёхлеток, которым больше всего на свете интересны шлагбаумы (в каждом дворе) и «лежачие полицейские» (там же), такие книжки просто жизненно необходимы. Этой потребности идеально соответствует чудесно иллюстрированная книжка молодого автора, уже хорошо известного своими стихами для самых маленьких. Книга Анастасии Орловой «Это грузовик, а это прицеп» (Росмэн, 2017, художник Ольга Демидова) рассказывает сказочно-правдивую историю о взаимоотношениях двух нехитрых механизмов: «Куда грузовик, туда и прицеп. Хорошо им вместе». Прямо как маленькому ребёнку с мамой, куда она, туда и он (а иногда наоборот). Но что же делать, если прицеп сломался, а грузовику всё же надо работать – везти арбузы? Как же бедный прицеп тоскует о своём грузовике, как плачет! Столь же нехитрые, но ещё более захватывающие приключения грузовика и прицепа продолжаются во второй книге, «Грузовик и прицеп едут в командировку» (Росмэн, 2017, художник Ольга Демидова).
Анастасия Орлова выпустила десяток стихотворных книжек, первая и самая популярная из которых – стихи для самых маленьких «Яблочки-пятки» (Детгиз, 2017, художник Ксения Колосова). В ней тоже оживает всё, даже лужа на дороге, которая ухитряется кричать: «Вон, противные машины, / у меня от вас морщины!»
А вот Маша Рупасова пишет стихи и для тех, кто совсем мал, и для тех, кто чуть-чуть постарше. С самой первой своей книжки «С неба падали старушки» (АСТ, 2015, художник Юлия Сомина), а на самом деле ещё раньше, с многочисленных публикаций в Интернете, она завоевала сердца читающей публики. «Шёл по городу Луна» (АСТ, 2017, художник Ирина Галкина) и «Не дети, а слоны, или Все в сад» (АСТ, 2017, художник Агата Аратюнян) продолжают прекрасную традицию детских абсурдистских стихов: «Купила / Каракатица – / Тра-ля-ля-ля-ля-ля – / Хорошенькое / Платьице / Всего за три рубля! / И стала / Раскрасавица, / Но спряталась / В кусты. / Своей она стесняется / Небесной / Красоты». Что очень важно – эти стихи веселят не только детей, но и взрослых, которые их детям читают по пятьдесят раз на дню.
Самая свежая книжка Рупасовой «Едет мамин человечек» (АСТ, 2017, художник Мария Якушина) написана скорее для мам, чем для детей – под неё можно укачивать самых-самых маленьких: «Мы не спим – не спим – не спим. / Ноем, / Возимся. / Скрипим. / Нас в кроватку – мы визжим. / Вот такой / У нас / Режим». Она – про мам и их малышей, про их неразрывную связь: «Человечек-крошка, / Подожди немножко! / Не реви: / Молока / В мире целая река! / Я иду к тебе, иду! / И несу / Еду!».
Замечательная художница Дарья Герасимова – её рисунки всегда радостно узнаваемы – оказывается, еще и прекрасный поэт. Её книжка «У меня живёт дракон» (Октопус, 2018) это тоже поэзия для маленьких – про драконов и деревянных лошадок, и, конечно же, снова про мам: «Мамы любят есть варенье, / В темноте на кухне сидя, / Петь, танцуя, в воскресенье, / Если их никто не видит». От рисунков в книжке просто невозможно оторваться, особенно от пятиголового дракона.
Тем, кто постарше, пора переходить к стихам Михаила Есеновского. Его книга «Ангина Марина» (Эгмонт, 2017, художник Юрий Скоморохов) написана как бы прозой, но это на самом деле стихи – и преотличные. К постоянному герою Есеновского мальчику Юре – о нём и предыдущая книга «Главный шпионский вопрос» (Эгмонт, 2017, художник Наталья Корсунская) – в гости ходят разные болезни, детские и не только детские. И всякие другие несчастья с ним тоже то и дело приключаются. Но мама на стрёме: «Вот тем-то и славятся мамы в народе – что дуют на раны своих сыновей. Отсюда и ветер бывает в природе: муссоны, пассаты и суховей».
А когда к Юре пришёл в гости настоящий склероз, то за дело пришлось приняться самому мальчику: «Склероз замолчал и тихонько заплакал. А Юра склероза за стол усадил, в стакан валерьянки немножко накапал и в чашку горячего чая налил. И пьют они чай с апельсиновым джемом, уютно и весело сделалось им: Какая нам разница, кто мы, зачем мы, когда мы с тобой так чудесно сидим!»
Книга эта издана в серии «Пёстрый квадрат» издательства «Эгмонт», в которой немало других чудесных книг: Сергея Седова, Тима Собакина, Натальи Евдокимовой, Галины Дядиной и, конечно же, Артура Гиваргизова.
Всех книжек Гиваргизова уже не перечислишь, назову лишь несколько последних, стихотворных и прозаических. Сборник «Когда некогда» (Эгмонт, 2017, художник Ирина Делашит) – это новое издание уже знакомых стихов Гиваргизова, среди них вот этот, об одном маленьком мальчике, судя по картинке немножко похожем на автора: «У меня абсолютный слух. / Мне очень не повезло. / Стучит тополиный пух / по подоконнику и в стекло, / ночью спать не дает. / А в соседнем доме две скрипки / все утро играли гавот / Шестьдесят четыре ошибки!»
В маленьких рассказиках Гиваргизова постоянно случаются какие-то странные вещи, и со взрослыми, и с детьми – особенно в новом сборнике «Как исчез директор школы» (Эгмонт, 2017, художник Марта Журавская). В этих школьных историях такое творится!
Одну из любимейших героинь Гиваргизова звут Оля, о ней сразу две книжки «Такие разные Оли» и «Главные роли для Оли» (обе – Эгмонт, 2017, художник Максим Покалев). Оля перепробовала много профессий и однажды решила стать знаменитой художницей:
– В общем, картины настоящих художников висят в Третьяковской галерее, – сказала мама.
И пошла на кухню варить макароны.
– Подумаешь, – сказала Оля.
Оля нарисовала папу и положила рисунок в карман куртки. Потом она пришла в Третьяковскую галерею и сдала куртку в гардероб. И позвонила маме.
– Мама, моя картина уже висит в Третьяковской галерее.
Если уж стремиться к полному идеалу сочетания текста и рисунка, надо просто взять в руки книгу Гиваргизова «В честь короля» (Мелик-Пашаев, 2016) с рисунками, вышитыми художницей Вероникой Гараниной. Да-да, именно вышитыми! Получились настоящие королевские гобелены. Кого только нет в этих сказках, тут и короли, конечно, и разбойники, и принцессы, и контрабасисты и просто мальчик Леша (за которого, правда, собирается замуж принцесса).
Какие же они разные и разнообразные, эти книжки для маленьких детей. Все в них смешивается, перемешивается, перепутывается. У Маши Рупасовой царём зверей в стихотворении, которое так и называется, становится ослик: «У него такие глазки! – / Как у рыцаря из сказки!» Стихи и рассказики творят крепкие связи между детьми и миром небесных тел, предметов, животных и растений: «Ослик кушает морковь. / У него ко мне / Любовь». В поэзии для детей царят не столько короли, сколько старая, добрая рифма, давно уже нежеланная гостья во взрослой поэзии.
Перенесла Ваш прекрасный обзор на свою страничку, СПАСИБО! За Вашу лёгкость, светлость, профессионализм и доброту! Рада была с Вами познакомиться))) Нина Пикулева