Ольга Бухина
По образованию и первой профессии психолог. Переводчик с английского и литературный критик, опубликовано более 30 переводов книг для детей, подростков и взрослых. Пишет о детской литературе для различных сборников, журналов и электронных изданий. Один из соавторов трёх книг в Детском проекте Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других»: «Язык твой — друг мой», «В общем, про общение» и «Праздник! Праздник!». Автор книги «Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах». Последний перевод (совместно с Г. Гимон) — книга Мег Розофф «Как я теперь живу».
Обзор новинок детской литературы от 05 апреля 2020 года
Закручивал Дездемоне рассказы…
Николай Тихонов
Многие считают, что жанр рассказов для детей вышел из моды. Действительно, многим авторам кажется, что опубликовать детский рассказ не так уж легко. Однако молодое издательство «Волчок» доказало обратное. Оно выпустило уже четыре сборника под общим названием «Рассказы Волчка» и, надеюсь, продолжит эту традицию и дальше. Чего только нет в этих четырех сборниках, каких только авторов и каких только тем.
Первый сборник, изданный в 2019 году, включает много знакомых и любимых имен, но есть и новые (перечисляю строго по алфавиту): Евгения Басова, Мария Ботева, Дарья Варденбург, Нина Дашевская, Ася Кравченко, Юлия Кузнецова, Борис Минаев, Юрий Никитинский, Лариса Романовская. Рассказ Нины Дашевской, открывающий сборник (и серию), конечно, про любовь (про что же еще писать?). Ходишь каждый день, видишь одну и ту же девочку, как же тут не влюбиться? А вот заговорить с ней — это ужасно сложно. Куда легче поменяться каштанами, сегодняшними, свеженькими. Один на один. И рассказ Юлии Кузнецовой «Лужа» тоже про любовь, но не только. Он еще про маленького мальчика с огромным воображением и про подростка, который внезапно понимает, что в этой жизни важно, а что не очень.
Последний рассказ сборника («Сборная модель самолета в масштабе 1:144» Бориса Минаева) совсем не про любовь, а про суровую мужскую дружбу. Четверо мальчишек пытаются собрать весьма сложную модель самолета. Понятно, чем все это может кончиться — пролитым на брюки клеем, множеством съеденных конфет, пропавшей квитанцией для прачечной и кучей других неожиданностей. В конце концов самолет все же собран — но теперь совершенно неясно, что делать с этой прекрасной, но хрупкой игрушкой.
В следующем сборнике под названием «Письмо с подснежником» (2019) появилось куда больше новых для меня имен. Нельзя не смеяться в голос, читая рассказ Алексея Лукьянова «Буратино идет в школу». Мальчик Миша решил, что он и есть настоящий Буратино. Как тут возразишь, когда в этой истории есть и злющий, бородатый Карабас-Барабас, и золотой ключик, и верные друзья, и умная учительница (так что кончается все хорошо.) Да и следующий рассказ, «Устный счет», о том, как лучший друг Мишки-Буратино считал до миллиона, ничем не хуже.
А если кому интересен простой способ выучить новый язык, рекомендую рассказик «Бука бары» Александра Дорофеева. Если ты переехал в Якутию и методично читаешь все вывески, у тебя скоро накопится приличный запас слов. Еще один рассказ («Письмо с подснежником» Егора Фетисова) о том, как живется тому, кто переехал аж в другую страну, да к тому же теперь в таком трудном для человека периоде жизни, как переходный возраст. Все еще немножко чужая страна, первая любовь и множество других проблем — в результате получается прекрасная история девочки Тои и ставшего ей наконец родным Копенгагена.
Маленькие бытовые зарисовки так хорошо вписываются именно в жанр рассказа. «Остановка» Дарьи Доцук — не только об автобусной остановке, где в проливной дождь стоит мальчик и ждет автобуса, которого все нет и нет. Эта история — о внутренней остановке, о блаженном состоянии, когда можно не торопиться: «В кои-то веки никуда мне не надо — ни в школу, ни на курсы, ни на английский. Ни-ку-да. От этой мысли я аж случайно вдохнул глубоко — и понял, что давно уже так не делал. Вот я стою и ни о чем не беспокоюсь — никаких тестов, баллов, экзаменов, не гоняю по кругу даты, чтобы запомнить, не проверяю, все ли сложил в рюкзак, не смотрю на часы каждые пять секунд, чтобы не опоздать. Все. Лето».
Следующий сборник называется «Поворот» (2019). В нем рассказы посерьезнее, они о потерях и приобретениях — о смерти матери и о новоприобретенных сестре и отце, о которых мальчику никто никогда не рассказывал («Хокку» Ксении Драгунской). О том, как всю жизнь живешь на «своей» стороне железной дороги и думаешь, что на другой стороне страх и ужас («Край города» Нины Дашевской). О смерти, которой на самом деле не было, а тебе сказали, что она была, и ты так никогда и не узнаешь правды («Поворот» Артема Ляховича). О болезни, которая делает тебя непохожим на других. И мало тебе болезни, так еще приходится «сражаться» с жалостью окружающих. Впрочем, оказывается, что размеры жалости ты немного преувеличиваешь («На том берегу» Николая Назаркина).
Четвертый сборник, «Голос древнего моря» (2020), продолжает серьезные и подчас трагические темы; героям приходится переживать смерть тех, кого они любят или просто знают — стариков и молодых («Памятник Кормящему птиц» Кристины Стрельниковой и «Ели-Маа, страна эдельвейсов» Евгении Перловой). Героям почти всех рассказов нужно отстаивать свое право быть не такими, как все, а это всегда очень трудно. Часто это рассказы о прошлом, трудном и страшном, и о том, насколько прошлое важно для настоящего («Кричащий лес» Наталии Волковой и «Трепло» Артема Ляховича).
А еще во всех этих рассказах множество не только детей и подростков, но и пап с мамами — реальных, воображаемых, понимающих и запрещающих, обижающих и поддерживающих. Среди пап встречаются даже переводчики (что мне, как переводчику, особенно приятно).
Большинство рассказов написано совсем недавно, но есть и те, что довольно долго «лежали» невостребованными. Хочется, конечно, написать что-нибудь о каждом рассказе. Но их для этого слишком много. Что прекрасно!
Спасибо за то, что читаете Текстуру! Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку. Новые публикации, свежие новости, приглашения на мероприятия (в том числе закрытые), а также кое-что, о чем мы не говорим широкой публике, — только в рассылке портала Textura!