Ольга Девш родилась в 1982 году в городе Дружковке (Донецкая обл., Украина). Закончила журфак. Четвертьфиналист конкурса современной новеллы «СерНа — 6» (2018), лонг-листер русско-английского конкурса имени В. Набокова (2018).
Публиковалась в литературных журналах «Лиterraтура», «Литосфера», «Мастерская писателей», в памятном издании, приуроченном к 150-летию со дня рождения М. Горького, — собрании сочинений современных писателей «Литературный фонд».
В 2018 году в системе «ЛитРес: Самиздат» вышли малый сборник рассказов «Непарное одиночество» и сборник стихов «Неопасные тексты».
Обзор литературной периодики (март-начало апреля)
Март прошёл с именем Всемирного дня поэзии на устах.
Редакция портала ГодЛитературы.РФ представила список стихотворений, особенно запомнившихся сотрудникам за минувший год. Шеф-редактор ГЛ Михаил Визель главным для себя открытием назвал Дмитрия Артиса и предложил в качестве доказательств два авторских текста.
Как воробей, продрогший на ветру,
лишённый веса,
я в эту зиму также не умру,
гнездясь у леса,
где пролетарским хлебом на крови
горчит рябина,
благословенна, что ни говори,
неистребима.
(Дмитрий Артис)
А среди итальянских писателей выделил «изысканного венецианца» Тициано Скарпа и привёл быстрый подстрочник одного из его стихотворений, чем заставил задуматься, почему именно за литпроцессом Италии пристально следит Визель: есть предпосылки ожидать нового пришествия великих итальянцев?.. Разброс же предпочтений редакторского состава широк: от произведения Давида Самойлова «Таланты» до стихотворения «Бог типовых построек» Егора Сергеева, участника сборника «Живые поэты». И примечательна оброненная подробность, что наиболее оперативным телеграфистом современной поэзии служит фейсбук, и этим никого уже не удивить.
Также на портале очерковый отчёт Александра Чанцева о London Book Fair 2019: перспективы и достижения российского литературного и издательского комьюнити, личных впечатлений от Лондона, кладбища Кенсал-Грин, схожести ценностей и вкусов людей.
День поэзии отметил и проект Линор Горалик PostPost.Media, щегольнув подборкой откровений двадцати трёх состоявшихся поэтов об их самой первой публикации. Заголовок гласит, что «она ужасна», но, например, Гандлевский своею доволен.
«Горький» отметился дуплетом заметных материалов: обзором трёх поэтических новинок от Льва Оборина и коктейльной рецензией прозаика и сценариста Аглаи Набатниковой, сравнившей водолазкинского «Брисбена» и крусановского «Яснослышащего». В первом – достаточно и цитат, чтобы совладать или не совладать с желанием читать книгу целиком, и критической мягкости обозревателя, аккуратно обводящей контуры неявных с первого взгляда смыслов. Во второй – сравнительный анализ романов Водолазкина и Крусанова подан изящными дозами, по «бокальчику» каждого сначала хлебнули, без спешки, смешали вкусы в попеременной дегустации, выделили ведущие ноты, нашли общее.
У сербского культурно-просветительского журнала «Жрнов» появился сайт. И в зимнем выпуске опубликованы стихи Анны Маркиной, Елены Лапшиной, Наталии Елизаровой и Елены Борок, переведённые на сербский.
Завершающий активную деятельность 101-м номером «Арион» предстал истым гимном поэзии, собрав многоголосье поэтов, любимых, постоянных авторов. В «Монологах» выстрелили две статьи: широкоугольная «Оне» Елены Погорелой, разложившей вчерашнюю и сегодняшнюю женскую лирику на векторы (секторы, вероятно, тоже вписались бы, учитывая, что любое развитие имеет цикличность, предполагающую так или иначе замкнутое «пинг-понговое» пространство), и социологически подкованная «Кому нужна современная поэзия» Евгения Абдуллаева, которому удалось унять лихорадку статистики: «Подсчет настоящих читателей поэзии столь же малопродуктивен, как и подсчет настоящих поэтов. И столь же бессмыслен». Абдуллаевым предложен невероятный в очевидности рецепт преодоления «простительного невежества» современного субкультурного социума: «Нужны, соответственно, издания — бумажные и/или электронные — с материалами о том, как читать и понимать серьезную поэзию. Порой, да, на уровне азов, “для чайников”». А у нас обычно как: кто сказал, тому и делать? Дельфин всегда возвращается к тем, кого любит.
Вот и Сергей Боровиков в «Волге» (№ 3–4, 2019) опубликовав юбилейный и «последний русский жанр», оставил за собой прекрасное авторское право «куда-нибудь пристроить» новые сочинения, если «опять наскочат». Цикл коротких отрывков из «романа о русской прозе» (А. Немзер) и жизни – от заметок на полях классических произведений и биографий до ёмких шаржевых эссе и автобиографичных зарисовок с социально-актуальным резюме – несомненно достоин продолжения. Там же опубликована новая пьеса Алексея Слаповского «Два брата»о жизни столетних стариков-двойняшек в доме ветеранов. О разных судьбах братьев, общем склерозе и переносе духовных ценностей с человека на человека.
На Colta эксклюзив: фрагменты книги «Письма Риты. Письма Маргариты Пуришинской к Леониду Аронзону», вышедшей к 80-летию поэта в издательстве «Барбарис» вместе с книгой его графики. Редакторы собрания писем жены и музы «Глена», Ольга Виноградова и Павел Успенский, утверждают, что «…это нечто большее, чем набор посланий любимому человеку. В паре со стихами Аронзона они являют искусный разговор между двумя литературно одарёнными людьми, неожиданный обмен художественными находками». Эпистолярный жанр умеет быть искренним и чувственным: «Не омрачит ли что-нибудь нашу встречу? Я мечтаю о тебе. Утром, ночью. Не невинно. Да простит нас бог». И не суть, что на дворе гудели Советы…
А к 100-летию Александра Володина в «Звезде» (№ 3, 2019) вышла критическая статья Игоря Кузьмичева «Лабиринт “Неуравновешенного века”» о стихах драматурга. В лучшем смысле критическая: то есть дающая интерпретацию, неравнодушно осмысляющая поэтическое творчество автора. В окулярах же постмодернизма можно рассмотреть роман Елены Скульской «Самсон выходит из парикмахерской». Эстонская писательница совместила все свои мастерские – прозы, поэзии, драмы – под одной крышей и получилось разностилевое многокомнатное пространство. Свобода! Это ли свобода?.. Вот несмотря на просквозившие в сми-среде слухи о скором закрытии и этого старейшего журнала, сайт «Звезды» ничего похожего не сообщает, свежий номер поставлен в срок и в полном объёме.
В «Новом мире» (№ 3, 2019) стихи Андрея Василевского поставили высокую планку самоиронии:
В замысле столь прекрасно,
Что только портить.
Тогда как Андрей Тавров в эссе «Возможность стихотворения» ищет «возможность отделить, насколько это реально при помощи слов, истинное стихотворение от неистинного».
А Максим Лаврентьев в НГ EX Libris провёл своего рода сопоставление стихотворения Андрея Белого «Друзьям», первые четыре строчки из которого встречаются практически во всех посмертных очерках о поэте, с хронологией его жизни.
И мартовский «Артикль» (№ 41(9), 2019) обрадовал возвращением полемичной критики, представив две полярных рецензии на недавно вышедшую книгу прозы Кати Капович «Суп гаспачо». Алексей Сальников и Илья Корман в свойственной им манере высказались о сборнике рассказов, предложив обобщающий эмпатический взгляд и сеанс препарирования. Неужели забытая мелодия критической полемики потихоньку оживает? Поживём, почитаем.